Жигулевский рабочий

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная


К Репину в Ширяево, в музей

Email Печать PDF
Дата



Тридцать лет назад, 26 августа, состоялось открытие Дома-музея Ильи Ефимовича Репина в селе Ширяево. Сотни людей собрались на деревенской улице на большой праздник. Во время церемонии начался сильный дождь, и во дворе усадьбы расцвели разноцветные зонтики зрителей. Дождь не прекращался до конца дня, и первые репинские гости увидели Ширяево в пасмурную погоду.

Сто пятьдесят лет назад художнику также выпадали пасмурные дни, о них он писал: «...естественная красота жизни реальной впервые открывалась нам своей неисчерпаемой перспективой красивых явлений». Картины, созданные под впечатлением романтической поездки Репина и Васильева, «неизгладимого лета 1870 года», стали знаменитыми. Большому полотну «Бурлаки на Волге» (1870-1873) принадлежит особое место и в творчестве автора, и в истории русской жанровой картины. Это было первое эпическое произведение о русском народе, о тяжёлом труде бурлаков, где в каждом персонаже выражена особая индивидуальность характера.

Многие исследователи и историки пытались отыскать дом в селе Ширяево (где жил Репин, крестьянскую усадьбу Ивана Алексеева, о которой художник так подробно вспоминает в письме к самарскому городскому голове П.В. Алабину и в книге «Далёкое близкое». В 1970-х годах ширяевская пенсионерка, бывшая учительница Александра Фёдоровна Португальская, человек необыкновенной энергии, энтузиазма, не утратившая романтический дух молодости, решила найти, как она называла, «репинский домик». Она провела длительный и кропотливый поиск среди самых старых жителей Ширяево, многим из которых было от 80 до 90 лет. Все они «показывали именно этот домик № 14 на Советской улице».

О своей находке А.Ф. Португальская несколько лет писала в многочисленные инстанции, пытаясь добиться решения о сохранении дома и организации в нём музея. Она сообщала, что одна из самых старых ширяевских женщин, Екатерина Ионова (хозяйка дома, где провёл своё детство поэт А.В. Ширяевец), хорошо помнила жену Ивана Алексеева - Маланью, привезённую из Вятки девочкой со своими куклами и игрушками. Это совпадало со сведениями из воспоминаний Репина, в которых он жену хозяина дома называет Маланьей. Интересно, что изыскания в Ульяновском архиве, проведённые архитектором А.Я. Бесединым, подтвердили, что среди коренных ширяевцев были крепостные, привезённые помещиком из Вятки.

И когда, наконец, всё было точно выяснено и установлено, музей по решению закупочной комиссии в 1976 году приобрёл дом Алексеевых с участком, как покупал экспонаты. Почти тридцать лет вместе с музейными работниками занималась проблемами создания и реставрации Дома-музея И.Е. Репина заведующая отделом культуры Жигулёвска Клавдия Степановна Казаринова.

Потребовалось специальное решение облисполкома о создании Дома-музея И.Е. Репина. В 1977 году появился и первый научный сотрудник, собиратель коллекции для будущей усадьбы - учитель истории ширяевской школы Л.Н. Кабаева, дочь А.Ф. Португальской.

Музей Репина в то время представлял собой маленький бревенчатый домик в три окна, обращённых к Волге. Он стоял на первой улице, почти у самого берега. За столетие его стены и постройки обветшали, многие балки и брёвна прогнили.

Почти пять лет, с 1978 по 1983 год, продолжалась переписка музея с Министерством культуры России и проектными институтами о реставрации усадьбы Алексеевых, однако в те годы

считалось, что дом не представляет художественной и исторической ценности, а посему на все письма отвечали отказами. И только в 1983 году, когда в Ульяновске был создан филиал «Спецпроектреставрации», начались работы по исследованию усадьбы и проектированию будущего музея. Выяснилось: изба построена в середине XIX века и поставлена на фундамент из бутового камня, что характерно для многих ширяевских построек. Оказалось, позже дом пережил большой ремонт и стал ниже на два венца. А вся усадьба Алексеевых на чертежах проекта предстала как типичная поволжская постройка XIX века. Дом чуть выступал от больших ворот, чтобы могла проехать лошадь с телегой. Внутри крытого двора - конюшня, амбар, сарай, соединённые с домом и хлевом. Рядом с конюшней - калитка в огород. Вся усадьба обнесена плетнём.

В 1984 году проект был завершён, и начался новый этап - воссоздание крестьянской усадьбы Алексеевых. Очень важно было решить главный вопрос: каким будет музей Ильи Ефимовича Репина? В доме сохранились подлинные вещи Алексеевых: резная деревянная кровать, небольшое зеркало в простой резной раме. Подлинными были и наличники на некоторых окнах, и маленькая створка ставни окна, обращённого во двор. Вообще, к этому времени собралась довольно большая коллекция предметов крестьянского быта и народного искусства XIX века, найденных в ширяевских домах. Предполагалось, что Дом-музей И.Е. Репина воссоздаст облик крестьянской усадьбы середины XIX века, создаст особую атмосферу, в которой жили и работали художники. Определиться с оформлением отдельных частей усадьбы помогали произведения искусства того времени, в частности картины и рисунки Репина и Васильева. Амбар - точное воспроизведение амбара на рисунке И.Е. Репина «Двор Буянихи» (1870). Фрагменты крытого двора и стены у огорода интерпретируют детали картины Ф.А. Васильева «Деревенский двор» (1868-1869): неровные брёвна с сучками, на которые опирается крыша, большие просветы между горизонтальными досками забора. Илья Репин очень точно описывает жизнь в Ширяево, вспоминая массу подробностей и мелочей. По его воспоминаниям установлено, как размещались в избе художники. На лавке у двери спал Репин, подкладывая цветную восточную ткань, привезённую для этюдов. Из окна сбоку хорошо видна Волга.

Фёдор Васильев устроился напротив, в переднем углу избы. Ночами он рисовал за столом при свете керосиновой лампы. За перегородкой у печки была «территория» Е.К. Макарова. Репин пишет о нём с иронией, как о человеке, который любит комфорт, покупает множество изящных безделушек и бытовых мелочей. Здесь стоит деревянная кровать с кружевным подзором, на небольшом столике, покрытом кружевной скатертью, - самовар и посуда городского типа, которую художники могли привезти с собой или купить в самарских магазинах. Дорожное зеркало, обтянутое крокодиловой кожей, французские флакончики для духов контрастируют с предметами крестьянского быта - чугунами, утюгами…

Непременными атрибутами дома, в котором обосновались художники, являются кисти и подрамники, этюдник и множество горных трав и цветов в деревенских горшках… В этом особая атмосфера музея И.Е. Репина.

Четыре года длилась реставрация крестьянской усадьбы Алексеевых. Открытие Дома-музея И.Е. Репина состоялось в 1990 году.

По материалам публикации директора Самарского художественного музея А.Я. БАСС
 

Баннер

Яндекс.Метрика
Сайт создан при подержке сайта Жигулевска