Систему образования в Самарской области нужно «настроить» таким образом, чтобы она способствовала социально-экономическому развитию региона. Так обозначил задачу губернатор Н.И. Меркушкин. И такой была основная тема прошедшего недавно областного августовского «педсовета».
Новый подход заключается в объединении образования, науки и производства. Образованию отводится ключевая роль, ведь оно и производственные кадры готовит, и пестует таланты, которые будут двигать науку. Выступавшие на конференции губернатор, министр образования и науки Самарской области В.А. Пылёв много говорили о высшей школе. Сейчас впервые у нас создаётся крупный научно-образовательный центр на базе Самарского аэрокосмического и государственного университетов, уже в следующем году объединённый вуз откроет двери. Это должно существенно поднять популярность самарских вузов и не только предотвратить «утечку мозгов», но и, наоборот, привлечь к нам талантливую молодёжь со всей России. В области уже наработаны связи с крупными предприятиями, где будущие приоритетные для области специалисты могут проходить практику и в дальнейшем трудоустроиться.
Другая важная тема - всесторонняя поддержка одарённых детей. «Нам нужен центр, который будет проводить отбор юных талантов в области и за её пределами, доводить их достижения до мирового уровня и работать в единой цепочке с вузами, научно-образовательным комплексом и технополисом», - подчеркнул Н.И. Меркушкин.
Собственный опыт
О том, как в Жигулёвске следуют заданному вектору развития, рассказали директор школы № 10 Елена Владимировна Дмитриева и руководитель структурного подразделения этой школы – детсада «Ягодка» Наталья Борисовна Михеева. Они были участницами данной конференции, а Наталья Борисовна - единственная от Центрального образовательного округа - получила награду губернатора.
- Задача школ - ранняя профориентация, - говорит Е.В. Дмитриева. - От нас требуется, чтобы мы выявляли и нацеливали ребят, которые способны именно в экономику региона направить свои усилия. Десятая уже не первый год на этом пути. В результате более 50 процентов выпускников нашей школы теперь выбирают технические специальности. Раньше было больше тех, кто уходил на платные - а это в основном гуманитарные - факультеты. Был крен именно туда - юристы, экономисты, филологи. Когда пришёл Меркушкин, он переориентацию чётко обозначил, сказав, что нам нужны производства, а значит, физика, математика.
Но у нас ещё и район города такой, где многие жители работали на радиозаводе, - это технари. И их дети, которые у нас учатся, склонны получать естественно-научное образование. Это ещё одна причина «технического» уклона. Но самое главное - у нас очень сильные кадры по физике, математике. По этим предметам у нас по школе средний балл традиционно выше, чем по Самарской области. Эта стабильность и привела к тому, что ребята стали выбирать технические вузы.
Мы давно активно сотрудничаем со Станцией юных техников. Там дети с начальной школы занимаются техническим моделированием - конструируют всё: от улиц города и зданий до моделей самолётов и кораблей. Параллельно в рамках внеурочной деятельности работают кружки робототехники, «Юный исследователь».
Гордимся, что десятая является участницей «Школьной лиги Роснано» -грандиозный проект, куда мы вступили первыми из Жигулёвска. Благодаря этому статусу имеем право бесплатно обучать на их базе своих учителей. Уже двое педагогов школы № 10 прошли обучение – получили совершенно иное видение образовательного процесса, потрясающе интересные методики «увлекающего обучения». Они нам поставили комплект робототехники (ещё один приобрели родители). И наши робототехники уже съездили на областные соревнования. Такие мероприятия обязательно нужно посещать - посолонеет огурец среди других солёных. В этом году шестерых наших ребят по результатам их годичной работы пригласили в пятую Всероссийскую летнюю школу «Наноград-2015» в Саранске. Сейчас восемь наших учеников в самарском Нанограде - «Созвездие IQ». Отзывы самые восторженные.
Кстати, этим летом у нас был свой Наноград - в пришкольном летнем лагере. Дети, в том числе несколько дошколят, погружались в самые разные исследования.
Начинается учебный год - и снова пойдут тематические недели. Как, скажем, неделя техники: дети несли самые разные часы - старинные, трофейные, наручные, с кукушкой, электронные; другая выставка - от фолианта до электронной книги.
- В детсаду мы делаем подобные - например, «от лучины до лампочки», - продолжает рассказ Н.Б. Михеева. - В рамках познавательной исследовательской деятельности в уголках старших и подготовительных групп создаём лаборатории, ставим опыты. Тесная связь у сада с центром внешкольной работы, Сергей Геннадьевич Грузин учит наших малышей играть в шахматы, шашки.
Грамота губернатора
Н.Б. Михеева почётной грамотой губернатора Самарской области награждена «за многолетний добросовестный труд, успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов и большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников». Выполняя обязанности руководителя действующего детсада «Ягодка», она вводила новый корпус, набирала детей, кадры. Даже семья её вложила время и душу в этот детсад. Много сделано для формирования нового дружного коллектива, готового к инновациям, и на основе этого опыта разработали управленческий проект «Поддержка и развитие кадрового потенциала детского сада». Большое распространение получил опыт «Ягодки» в коррекции детей с особыми возможностями здоровья - это и публикации, и методические семинары.
- К сожалению, большинство родителей в связи с садиком интересует только одно: что ребёнок ел, - говорит Наталья Борисовна. - Потому и взрослых нам сейчас предстоит готовить к тому, что образование, в том числе дошкольное, сейчас качественно изменилось.
В 2015 году физику как предмет по выбору сдавали выпускники всех школ Центрального образовательного округа. Средний балл - выше, чем по области. Впервые одиннадцатиклассники округа выбирали для аттестации математику профильного уровня.