Жигулевский рабочий

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная


О времени и о себе

Email Печать PDF

У каждого из нас есть «малая» Родина. Моя - Сахалин, где потом я никогда не была, хотя поездить пришлось немало. Мой папа Степан Иванович Веденин - кадровый офицер. Вся его жизнь связана с армией. Участник двух войн: с Германией и Японией.
Женился бравый офицер на девчонке из родного села Услада и увёз свою Тамусеньку в дальние края.
Правда, Леонтьевы (мои дед и бабуля) поначалу были против: моложе мужа, техникум бросила… В Кировске, в сороковом, 23 февраля, я пришла в этот мир. Сослуживцы шутили над отцом: «В День Советской армии надо бы сыночка».
Молодая семья радовалась жизни. И вдруг страшная весть: война! Семьи военных стали эвакуировать на материк. Нас с мамой, и ещё 15 семей, направили на Алтай, в Троицкое. Прибывшие сами выбирали жильё. Мама остановилась у женщины лет сорока, угрюмой на вид. Тётя Дуня оказалась очень доброй, привязалась к нам, жалела. Как-то я помогла ей прополоть грядку: вырвала все всходы с корнями. Не ругалась, обняла, приговаривая: «Помощница ты моя».

Домой - на Волгу,
а потом Корея
Через год мама решила добираться домой, на Волгу. Далось это тяжело. Из-за болезни нас сняли с поезда. Потом всё утряслось. И вот мы в Усладе, у бабушки Эммы. А дед, Павел Михайлович, ушёл добровольцем в партизанский отряд (по возрасту его не брали на фронт). Он погиб в брянских лесах.
В Усладе встретили День Победы. Все обнимались, плакали, целовали детей. Кричали: «У-ра!». В 1946 году отец увёз нас к новому месту службы - в Северную Корею. Там, в городе Сингисю, пошла в первый класс. Училась на пятёрки. Корейская ребятня кричала мне вслед: «Маленький чини чисо» (хорошая девочка). Свою первую учительницу - Клавдию Михайловну Худякову всегда вспоминаю с любовью. Улыбчивая, спокойная, и сейчас слышу её голос: «А ну-ка, ребятки, все руки за спину!» В школе было принято так сидеть во время объяснения, чтобы не портилась осанка…

 

 
Из Кореи нас перекинули на Дальний Восток. Хорошо помню, как уезжали из этой страны. На перронах плачущие корейцы, с цветами, возгласами: «Не надо в Россию! У нас живите!». У поезда я всё время вертелась: «Где же Юрка?» Наконец-то появился! Он обнимал нас по очереди, смахивая кулаком слезу: «Спасибо! Спасибо! За всё – за всё!». Юрка - кореец, ему тринадцать. Родители погибли на войне. И он тянул, как мог, двух сестрёнок. Мальчонка всегда приходил к нам с солдатским котелком: получал обед, буханку хлеба. «Как же мы теперь без вас?» - бормотал он, шмыгая носом.

Прибыли на Восток
Военные эшелоны благополучно прибыли на Восток. Там прошёл большой отрезок моей жизни. Школа, походы, рыбалка. Я отлично справлялась с удочкой.
Отца перевели в Калининград (тогда Кенигсберг). Плакала навзрыд – чёрный обугленный город. Вздыбленные тротуары, разбитые скверы. Жутко и страшно. Папа гладил меня по голове:
- Мы же не будем здесь жить. Мы на косу поедем (Куршская коса – полуостров на юго-восточном побережье Балтийского моря в Литве и Калининградской области). На новом месте было здорово! Море, песчаные дюны, неподалёку сосновый лес. Тайком от взрослых ребятня бегала туда за черникой, голубикой, малиной. Лазали по землянкам, оставшимся от войны. До тех пор продолжались походы, пока Виталька Смородин не подорвался на мине.

Поездка в Ташкент
После того случая родители увезли меня в Ташкент к бабушке. Там училась неплохо. Правда, по узбекскому была двойка (в табель её не поставили). Ташкент любила: зелёные улицы, скверы, фонтаны. В округе необозримые поля хлопка. Школьников возили его собирать. Нравилось очень! Достаёшь из «коробочки» белый пушистый комочек и – в фартучек.
За годы, отведённые на среднее образование, сменила 13 школ. Везде были друзья, подружки. В Светлогорске встретила даже «брата». Разговорились как-то, и одноклассник Володя Шевчук спрашивает:
- Ты где родилась?
- На Сахалине. В Кировске.
- И я там же! Так это ты на весь роддом кричала? Помню, помню!
Ребята смеялись. Но, оказалось, всё верно: мы появились с Вовкой на свет в одном месте, в один день и год.

Мы прибыли в Жигулёвск
Вскоре предстоял новый переезд. Теперь уже на постоянное место жительства. Папа демобилизовался, и мы прибыли в Жигулёвск. Этот город - моя вторая родина. Здесь прошла большая половина моей жизни.
Училась в школе № 1, поступила в 9 «А». По программе отстала. Вызвали отвечать по химии. Стою столбом. Прикрепила учительница ко мне двух девочек - Вику Нештаеву и Асю Мамедову. Они и стали подружками. А по предмету через два месяца получала четвёрки.
В первой школе нравилось. Она для меня самая дорогая. Директором тогда был Николай Николаевич Ярыгин. Классным руководителем - Мария Марковна Кричевская, педагог от Бога. Биологию вёл Григорий Николаевич Кулагин. Уроки физики и астрономии ждали всегда: Галина Васильевна Гурьянова умела заинтересовать всех…
Время мчится. После средней школы поступила в Куйбышевский пединститут, на историко-филологический факультет. По распределению приехала в Подстёпки Ставропольского района. Педколлектив встретил тепло. Дали классное руководство, вела драматический кружок.
Правда, учительствовала недолго: выскочила замуж за бывшего однокашника Сашу Тараканова. Он тогда окончил Куйбышевский политехнический институт. По его распределению уехали в Тамбовскую область на нефтепровод «Дружба».
Вскоре мне предстояло вернуться в Жигулёвск: ждали первенца. Роды были сложнейшие. Но, благодаря специалисту высокого класса Таисии Сергеевны Чурсовой всё завершилось удачно. Мы подружились с врачом и её мужем – чудесным человеком, участником войны, Сергеем Ивановичем Лощенковым.
С Тамбовщины нас перебросили в Брянскую область, тоже на «Дружбу». Отбыв срок, вернулись в Жигулёвск. Уже много лет живём в родном городе. Здесь родился второй сын. Здесь друзья, знакомые, близкие.
Почти 40 лет трудилась в редакции «Жигулёвского рабочего»: литературный сотрудник, зав. отделом писем, ответственный секретарь. Пришла в «ЖР», когда редактором был участник войны, чуткий, отзывчивый человек Иван Ефимович Андрющенко. Спешу как-то в редакцию, он на крылечке встречает: «Собирайся, Аллочка! В Москву едешь, на семинар журналистов. Зав. отделами писем приглашают». Было интересно и приятно: там в числе других похвалили и нашу газету. А ещё мы побывали в Болгарском посольстве, так как Самара – город-побратим Стара-Загоры.
Всех, с кем довелось сотрудничать, не перечесть: Зинаида Аркадьевна Каганович, Виктор Павлович Когтев, Иван Никифорович Буйлин, Галина Кирилловна Кузьмина, Калерия Александровна Мячева, Тамара Павловна Иванова. Их уже нет среди нас, но в памяти они навсегда. Хочу назвать участников литературного объединения, которое возглавляла много лет: В. Никитин, Н. Грушин, М. Зверев, С. Мосин, Д. Данилов, В. Сошников, О. Катникова и другие.
За долгие годы на трудовом фронте было столько встреч! Признательна всем, с кем свела судьба. И ещё благодарна ей за шанс путешествовать в молодые годы. Мы с мужем объездили большую часть любимой России. Балтийское, Каспийское, Белое, Азовское, Чёрное моря. Пешком прошли по тропам Крыма, Кавказа, Урала, поднимались на Казбек.
На Валааме восхищались остроконечными елями, голубыми глазами озёр. Не помню, кто сказал из великих: «Жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать». И это здорово!

Обновлено ( 24.02.2015 16:03 )  

Баннер

Яндекс.Метрика
Сайт создан при подержке сайта Жигулевска