Слух - одно из пяти чувств, коим распознаются звуки; орудие его - ухо.
В.И. Даль
«Толковый словарь живого великорусского языка»
Как-то раз один царь отправил к соседнему королю гонца с просьбой. Гонец приехал, его провели во дворец, и он сказал королю:
- Мой повелитель просил передать, чтобы ты прислал ему чёрную лошадь с белой гривой, а если не пришлёшь такую, то тогда…
- Не хочу ничего больше слушать, - прервал его король. - Передай своему господину, что у меня нет такой лошади, а если бы была, то тогда…
Гонец испугался этих грозных слов и убежал. Нервы не выдержали. Доложил своему царю. Тот разъярился и объявил соседу войну. Много лет они воевали, пролили реки крови, опустошили свои города и веси. В итоге объявили перемирие и собрались на переговоры. Король спросил у царя:
- Ты сказал, чтобы я прислал тебе чёрную лошадь с белой гривой, а если не пришлю, то тогда… Что ты имел в виду?
- Я имел в виду, чтобы тогда ты прислал мне по-соседски любую другую. А что ты имел в виду, когда сказал гонцу, что у тебя нет такой лошади, а если бы была, тогда?..
- Я хотел сказать, что тогда я бы тебе её обязательно подарил.
- За что же мы воевали столько лет! - воскликнули оба.
Причиной войны этих персонажей из старой притчи стало неумение правильно услышать друг друга. Эта причина лежит в основе очень многих войн и ссор между друзьями, между супругами, между соседями, между разными организациями и даже между странами и народами. Непонимание, возникающее от неумения слушать, ведёт в итоге к общественным разногласиям и потрясениям. Это мы видим сейчас на соседней Украине, где не услышавшие друг друга, не сумевшие договориться между собой люди начали убивать своих соотечественников, в том числе и абсолютно мирных граждан, которые точно не готовы погибнуть под непонятные националистические лозунги. Теперь у них вместо выборов и прочей демократии - война. Далеко не идеал госустройства существующие ныне демократические институты, но необходимо признать, что в этом несовершенном мире, каков он сегодня есть, выборы как форма общественного согласия позволяют избежать серьёзных конфликтов с непредсказуемыми последствиями. Происходящий во время выборов диалог, ведущий к консенсусу, предпочтительнее анархии, смуты и потрясений. Иными словами, поговорить - всё же значительно лучше, чем повоевать. Но, чтобы разговор состоялся, нужно уметь не только говорить, но и слушать.
На все эти мысли меня неожиданно натолкнул один из главных слоганов предвыборной кампании кандидата в губернаторы Самарской области Николая Ивановича Меркушкина. «Слушать и слышать друг друга» - этот, казалось бы, простенький девиз, украшающий ныне рекламные щиты на наших улицах, на самом деле далеко не так прост, как кажется с первого взгляда, он несёт в себе глубинные смыслы, которые во все века интересовали и интересуют людей.
Проблему слушающих и не слышащих поднимают все мировые религии. Восемь раз фраза «Имеющий уши да слышит» звучит в Евангелии. Само «Евангелие» переводится с греческого как «благая весть» и самим своим названием апеллирует к тому, чтобы быть услышанным. Один из переводов с арабского слова «Коран» звучит буквально как «чтение вслух». В Коране повествуется о том, что сердца и слух неверующих людей запечатаны. Знаменитый индиец Р. Тагор говорил так: «Многие люди могут хорошо говорить, но немногие - хорошо слушать, так как это требует силы ума».
Силы ума - то есть умственного труда! Интересно, что бизнес, понимающий, что труд в итоге создаст прибыль, уже давно и плотно обратился к этой теме. Существуют тысячи книг, фильмов, лекций, тестов, бесчисленные тренинги и мастер-классы, обучающие менеджеров технике и приёмам умения слушать и слышать. Здесь целая индустрия. Привлекается наука, исследовательские институты и лаборатории, и есть вот такие интересные научные факты: эксперименты показали, что умение общаться - это лишь на 10% умение ясно выражать свои мысли и чувства, а на 90% - как раз умение слушать и слышать. Любопытно, что в среднем почти 50% полученной нами в разговорах информации хранится в нашей памяти не более одной минуты. Слушаем - и не слышим. А сами хотим нормальных взаимоотношений, хотим иметь доброжелательных друзей и начальников. В.В. Розанов в своей работе «Уединенное» на этот счёт говорит: «По умению выслушать различаются добрые люди от злых, с тем, кто не умеет слушать, думает только о себе и занят собой одним, дружбы не получится».
Другой известный русский мыслитель, адмирал и министр народного просвещения А.С. Шишков в своём незаслуженно забытом произведении «Славяно-русский корнеслов» интересно раскрывает эту тему. Слово «человек», по Шишкову, происходит не, как принято думать, от «чела» и «века», а от древнего выражения «словек», обозначающего, в отличие от животного, словесную тварь Божию, умеющую говорить и слушать слова. Этимология самих слов «слушать», «слышать», «слух» восходит к древнему корню «лук». Как известно, когда лук натягивают, то его концы сближаются между собой. Отсюда «случение», «прилучение», то есть сближение. Антитезой этим понятиям являются слова «разлука», «разлучать», в общем, отдаляться друг от друга. Прислушиваемся - значит, «прилучаемся» поближе к себе подобным; перестаём слушать - «разлучаемся».
От того же корня, по всей видимости, идут слова «служение», «служба», «послушание». «Слушать», «слышать» и «служить» - это родственные слова, восходящие смыслом к сходным понятиям и предметам. Без способности слушать и слышать никакая служба невозможна - ни воинская, ни государственная, ни даже муниципальная.
А что есть служба? Это, по существу, исполнение своего долга. В том числе и гражданского долга каждого - прийти на выборы и проголосовать. Наверное, стоит, вспомнив старую пословицу «Богат обед кушаньем, а ум - слушаньем», по-умному и поступить. Услышать друг друга, услышать призывающего к этому нас Николая Ивановича Меркушкина и сходить 14 сентября на избирательные участки.
Д. СИВИРКИН