На жигулёвский опыт равняется страна

15.01.2021 12:31 Н. СМИРНОВА
Печать
Нравится


Экспертный совет НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» признал Самарскую область флагманом Российской Федерации по техническому развитию дошкольников. И ключевая роль здесь у города Жигулёвска.

Старший воспитатель детского сада «Вишенка» (структурное подразделение лицея №16) Тамара Владимировна Тимофеева рассказала, что жигулёвцам есть чем гордиться. В 2020 году за опытом в детский сад «Вишенка» приезжали педагоги из разных уголков страны, в том числе из Якутии, а также из Белоруссии, Армении. В канун Нового года были гости из Москвы. Столичную делегацию возглавлял кандидат педагогических наук, руководитель экспертного совета, директор НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» Баатр Борисович Егоров.

Стоит напомнить, что с 2016 года под научным руководством заведующей кафедрой дошкольного воспитания СИПКРО кандидата педагогических наук Ю.В. Карповой «Вишенка» работает в статусе инновационной площадки по развитию у дошкольников технического творчества. Соавтором парциальной образовательной программы дошкольного воспитания «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» является старший воспитатель «Вишенки» почётный работник общего образования РФ Т.В. Тимофеева. Тамара Владимировна с коллективом воспитателей создала центры детского технического творчества в группах дошкольного учреждения. О том, как эти центры работают, коллегам из Москвы рассказала руководитель детского сада «Вишенка» Елена Геннадьевна Реброва.

Состоялись экскурсии по группам и презентации детских проектов: «Фабрика по производству мыла», «Приборы измерения: часы», а также тематическая онлайн-трансляция в соцсетях.

Руководитель и члены зкспертного совета наглядно убедились в уникальности инновационной деятельности жигулёвцев, которая привела к изменениям в системе образования по техническому направлению не только в Самарском регионе, но и в целом по стране. У нас впервые дошкольникам в игровой форме стали давать представление о профессиях технической направленности и помогать им «проживать маленькую трудовую жизнь», быть «руководителями и сотрудниками различных заводов и фабрик».

В результате систематических занятий дети получают знания не только о внешнем виде того или иного объекта, но и о его технической части, учатся создавать макеты разными способами (из деталей конструкторов, деревянные, пластиковые, металлические, из бумаги, ткани, природного материала). При этом воспитатели учат ребят соблюдать правила техники безопасности и сотрудничать с другими детьми в процессе коллективных работ. В обыгрывании технических объектов дошкольники пользуются картами-схемами, заполняют «инженерную книгу». Знакомство с миром профессий через игру обогащает их словарный запас.

Этот опыт демонстрируется на конкурсах и соревнованиях различного уровня. Воспитанники «Вишенки» становились победителями и призёрами всероссийских соревнований «Космофест», региональных соревнований «Робофест-Приволжье» (победители в номинации «Пытливые умы», лауреаты в номинации «ИКАРёнок»), в окружном конкурсе «Мыслители нашего времени», «Юные инженеры» и других.

В увлекательную творческую деятельность «Школы технических наук» вовлечены и родители.

Для обучения коллег и передачи наработанного опыта коллективом «Вишенки» разработано и опубликовано методическое сопровождение, написано 72 конспекта организованной образовательной деятельности для работы с детьми старшей и подготовительной групп. Педагогическое сообщество высоко оценило данную программу. Российская академия образования включила её в навигатор образовательных программ на сайте ФИРО РАНХиЗ и внедряет в 26 регионах Российской Федерации.