Пение научит говорить

18.09.2020 12:24 Л. КУЗЬМИНА, учитель музыки школы-интерната №2
Печать
Нравится


Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья так же, как и обычные дети, нуждается в полном гармоничном развитии личности.
 И здесь очень важно эстетическое воспитание. Оно позволяет проявить индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий.

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Музыкальное воспитание в школе-интернате № 2 имеет не только общеразвивающую, но и коррекционно-компенсаторную направленность. Пение давно используется для реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе обучения, с одной стороны, формируется вокальная, исполнительская культура, с другой - осуществляется коррекция имеющихся вторичных отклонений в развитии ребёнка с проблемами. Пение развивает художественно-эстетический вкус, слух, учит различать высоту звуков, их длительность, слушать себя. Формирует способность к сопереживанию. Оно способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, помогает исправлять ряд речевых недостатков, например невнятное произношение слов.

Эффективно в этом отношении хоровое пение. Оно особенно полезно депрессивным и заторможенным, а также неуверенным детям и излишне подвижным. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, он освобождается от внутреннего напряжения.

В коррекционной школе посредством пения учитель работает над оздоровлением психики, воспитывая уверенность в своих силах, выдержку, волевые черты характера. При нарушении речи часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребёнка, путём особых музыкально-ритмических упражнений, приёмов, сопровождаемых пением, возможно исправить моторику и речь, а следовательно, улучшить двигательную активность.

На музыкальных занятиях для развития чувства ритма у детей с тяжёлыми нарушениями речи используются различные упражнения и игры, соединяющие речь и движение. Главное значение в них имеет ритм. Пропевание песен, сопровождающих пальчиковую гимнастику, служит замечательным средством развития артикуляционного аппарата.

Именно с помощью музыкальных игр и пения многие дети с особыми образовательными потребностями начинают петь и проговаривать простые слова, в то время как в обычной жизни они испытывают трудности в овладении активной речью. У них появляется песенный репертуар, который расширяется дальше. Дети способны не только пассивно слушать музыку, но и создавать её - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми.