«Мы вели машины, объезжая мины, по путям–дорогам фронтовым...»

04.06.2020 18:33 Александра Владимировна Кишкурно (Лепина), Литературная гостиная Библиотеки Культурного Центра «Автоград»
Печать
Нравится


Барчёнков А.И.«Эх, путь-дорожка фронтовая...» Известная всем «Песенка фронтового шофёра» – о великих воинах-тружениках, солдатах-шофёрах. По изъезженным путям-дорогам фронтовым и по бездорожью, в ливень и жару, сквозь пургу, огонь и чёрный дым, на передовых позициях и в тылу свято выполняли свой долг перед Родиной советские солдаты, водители автомашин. Неизбалованные ни послушной техникой, ни удобством кабины. Если и удавалось им в пути отдохнуть, то лишь, как в поэме «Василий Тёркин» Александра Трифоновича Твардовского, пережидая движение солдатской колонны:

«...С толком пользуйся стоянкой. Разговор – не разговор.

Наклонился над баранкой, - смолк шофёр, заснул шофёр.

Сколько суток полусонных, сколько вёрст в пурге слепой

На дорогах занесённых он оставил за собой...»

Многим из них, прошедшим всю войну, имевшим боевые награды, не довелось сделать ни одного выстрела по врагу. За них стреляли другие. Пехотинцы, вступавшие в бой «с колёс»; артиллеристы, снимавшие свои орудия на ходу перед прорвавшимися немецкими танками; танкисты, получавшие горючее и боеприпасы с машин обеспечения подчас прямо на передовой. Оружие, принёсшее нам Победу, не могло действовать без самоотверженного ратного труда фронтовых шофёров. Один из них – герой нашего рассказа – Александр Иванович Барчёнков, в мирное время глава большой жигулёвской семьи. А тогда, в 1941-ом, проводила его на фронт супруга Мария Ивановна, когда ждали они уже пятого ребёнка. Враг рвался к Москве, а потом немцы стояли под Сталинградом.


«К Волге двинулась беда». Как вспоминала старшая дочь Лида, на момент начала войны одиннадцатилетняя худенькая девочка, «все тогда замерли в тревожном ожидании. Даже мы, дети, понимали: если Сталинград падёт, нашему приволжскому селу не миновать оккупации». Уходил отец защищать от фашистов четверых своих ребятишек – Володю, Лиду, совсем маленьких Нину и Женю, жену Марию и ещё не родившуюся Галочку, которая только в марте следующего, сурового 1942 года появится на свет…

Зима 1941–1942 годов – тяжелейшее время ожесточённых оборонительных боёв нашей армии. На Юго-Западном фронте, куда попал служить рядовой красноармеец Александр Барчёнков, противник имел двойное превосходство в людях, орудиях, миномётах, самолётах. Наши войска, не выдержав ударов превосходящих сил противника, вынуждены были отступать. Однако и враг понёс большие потери. Сорвались расчёты гитлеровцев на захват столицы и завершение войны до наступления зимы. Теперь Красной Армии нужно было задержать врага, выиграть время для подготовки контрнаступления.

Свой боевой путь водитель первого класса Барчёнков начал в декабре 1941 года под Сталинградом, победный май встретил в Праге, а демобилизован был только в декабре 1945 года. Служил он в 237-ом отдельном гвардейском автотранспортном батальоне Юго-Западного фронта. За строгими строчками фронтовой биографии – бесконечные дороги войны, бомбёжки, огонь вражеской авиации, когда в условиях боевых действий чудом порой удавалось выводить из-под обстрела свою легендарную полуторку – грузовую машину Горьковского автозавода «ГАЗ–АА». Во всех видах боя и подготовительных операций полуторки служили основным транспортным средством подвоза и эвакуации личного состава, военной техники и вооружения, различных воинских грузов.

Нередко всё происходило под беспощадным огнём противника. Представим себе, читая у Твардовского, картину вражеской атаки нашей автоколонны фашистским бомбардировщиком. Его самого пока не видно… И вдруг –

«...Вдалеке возник невнятный, новый, ноющий, двукратный,

Через миг уже понятный и томящий душу звук.

Звук тот самый, при котором в прифронтовой полосе

Поначалу все шофёры разбегались от шоссе.

На одной постылой ноте ноет, воет, как в трубе,

И бежать при всей охоте не положено тебе...»

Шофёрам бежать не положено. Когда «Со страшным рёвом самолёт ныряет вниз, и сильнее нету слова той команды, что готова на устах у всех: - Ложись!...» - Они каждый раз мысленно прощались с жизнью.

Не горькой ли шуткой после подобных испытаний выглядит знаменитая песенная строчка: «Не страшна нам бомбёжка любая…»!

Боевые действия на юго-западном направлении летом 1942 года вступили в новый этап. Разворачивалось величайшее сражение второй мировой войны – знаменитая Сталинградская битва. Фашистское командование переоценило свои успехи на юге. Оно полагало, что советские войска там на грани катастрофы, и решило выйти к Волге силами только своей 6-ой армии. Победным маршем прошла она по Европе, оставляя всюду кровавый след. Теперь сеяла смерть и разрушения на советской земле. К ноябрю 1942 года в ожесточённых боях на подступах к Сталинграду гитлеровские войска были обескровлены. Уже не способные наступать, они повсеместно переходили к обороне.

Там, у стен Сталинграда, решался исход борьбы с фашизмом. Образцы мужества показали тысячи героев, Сталинград стал ареной массового героизма. Но у каждого солдата был свой подвиг. Свой духовный выбор и своя победа над собой.

Вот выписка из наградного листа Александра Ивановича Барчёнкова, удостоенного высокой правительственной награды – боевой медали «За Отвагу»: «Смелый боец, неоднократно попадал под огонь авиации, спокойно выполнял задание. Так, 4.09.42 при погрузке боеприпасов из станции Ново-Анненки, подвергался бомбардировке и обстрелу самолётами противника. Только после окончания погрузки вывел машину из-под обстрела. 8.10.1942 в хуторе Рябовском попал под обстрел авиации, но умело вывел машину, груз доставил своевременно. За всё время не имел аварий и поломок. Машина, оборудование, инструмент всегда у него в отличном состоянии». Официальные строки документа погружают нас в историю человека и его войны, возвращают в мгновения собственной памяти, опыта и сердца.

«Фронтовая подруга Победы – та полуторка, спасшая нас…» Весной 1945 года развернулось победное наступление Красной Армии. Гитлеровцы сопротивлялись ожесточённо, стремясь избежать безоговорочной капитуляции. Последняя крупная группировка немецко-фашистских войск находилась на территории Чехословакии. Борьба за освобождение этой страны была длительной и упорной. Остро необходимы были боеприпасы, медикаменты, горючее – непрерывно, бесперебойно. Их доставку вместе с другими частями обеспечивала 554-ая отдельная автомобильная рота, где на должности старшего автомеханика взвода служил ефрейтор Александр Барчёнков. Благодаря его самоотверженной работе автомобили взвода всегда находились в отличном техническом состоянии, что было крайне важно. Ведь дорог был каждый час, боевые действия советских войск не прерывались ни днём, ни ночью. За весь период наступательных операций с 18 апреля по 4 мая 1945 года не было у Барчёнкова ни одной поломки машины, и поставленная перед взводом задача была успешно выполнена! На груди ефрейтора появился Орден Красной Звезды. А потом и ещё одна боевая награда – медаль «За освобождение Праги»!

Жители столицы Чехословакии восторженно встречали советских воинов, улицы были переполнены ликующими людьми. На митингах они выражали Стране Советов свою благодарность за освобождение, всюду слышались радостные возгласы: «Слава Красной Армии!». На башнях, балконах и окнах домов развевались советские и чехословацкие государственные флаги. Венками и лентами украшали жители города наши боевые машины. В их числе – и труженицы-полуторки, самые массовые грузовики Советской армии, основной транспорт войны. Этот боевой «народно-хозяйственный» автомобиль теперь уже навсегда ассоциируется у нас с «дорогами войны». Именно полуторка вывезла на себе и военное, и народное хозяйство в труднейшие для страны годы.

Легендарной машине установлены многочисленные памятники в разных городах. Она увековечена в песнях, фильмах и стихах, на документальных фронтовых фотографиях… Взгляните! Эти «маленькие грузовики большой страны» выстроились рядком на заднем плане памятного праздничного снимка, привезённого вернувшимся с войны солдатом Барчёнковым. На обороте пометка – рукой Александра Ивановича указана дата: июнь 1945 года. Фотография сделана вскоре после Победы, на лицах собравшихся в круг однополчан счастливые улыбки. В центре – весёлый танец солдат-победителей в сопровождении маленького оркестрика: гармошка, аккордеон, мандолина. Справа в нижнем ряду, в пилотке, сидит с мандолиной наш герой – Александр Барчёнков.

Его дочь Татьяна вспоминает: «Как отец любил петь! Имея прекрасный слух, голос, чувство гармонии, он самоучкой освоил мандолину, на фронте она была ему верной подругой. Слух и голос передал всем детям. Когда собирались всей семьёй на праздники, хор получался приличный. Пели здорово! В такие минуты на отцовском лице появлялась счастливая улыбка: вот его дети, его радость, гордость, счастье». Особенно любили песни военных лет. В первую очередь – её, самую родную, шофёрскую «дорожку фронтовую»…

«Шли мы дни и ночи. Трудно было очень, но баранку не бросал шофёр…» Эта песенная строка имела для Александра Ивановича особое, символичное значение. Его правнучка, юная москвичка Анжелика Рустамова – школьница уже нового XXI века, в своём сочинении о прадедушке-фронтовике рассказала такой эпизод: «Мой прадед на полуторке смело лавировал между пулями и снарядами фашистов, и лишь одному снаряду удалось обхитрить его – попасть в машину. Взрыв был такой силы, что шофёра выбросило на землю. Он крепко держался за руль, а когда очнулся, тот самый руль обнаружил у себя в руках. Это было всё, что осталось от машины. Прадедушка прошёл всю войну, дошёл до Праги и вернулся живым. Сразу после войны, в 1946 году, родилась моя бабушка Таня».

Таня, Татьяна Александровна Гладырева, моя подруга, землячка, коллега. Первый послевоенный ребёнок в большой дружной семье Барчёнковых. Повезло ей! Повезло. Ей, а потом и брату Николаю. Рождением своим они обязаны Великой Победе! И замечательным родителям. Оба они настоящие герои! Вместе многое пережили. Послевоенная разруха, восстановление народного хозяйства, тяжёлый труд. Вместе приехали и на строительство Куйбышевской ГЭС.

Александр Иванович Барчёнков – кавалер Ордена Трудового Красного Знамени! Ветеран «Куйбышевгидростроя», где начинал трудиться рядовым шофёром в автоучастках управления, затем механиком АТУ-2. Дважды избирался депутатом горсовета Жигулёвска.

.
Вот что вспоминает его дочь Татьяна: «Удивительно одарённый человек, «самородок». В уме вычислял огромные цифры, а руками мог делать всё – мебель, любой ремонт от будильника до автомобиля, строил дома. А сколько посадил деревьев, а сколько вырастил детей! Неутомимый труженик, он и зимой не сидел без дела. Умудрялся восстанавливать старые гобелены, делая из них настоящие ковры, да так искусно возрождал рисунок, что невозможно было найти изъян. Мне кажется, он никогда не отдыхал…»

Мария Ивановна Барчёнкова – мать семерых детей, в 1950 году награждена Медалью материнства, а ещё через два года – орденом «Материнская слава» III степени! Татьяна посвятила ей благодарные строки, наполненные сердечным теплом: «Мама… Земной поклон и восхищение! Она тоже очень хотела учиться, но после 2 класса в школу родители не пустили, надо было помогать по дому с младшими братьями-сёстрами. Долго плакала девочка, просилась в школу, где училась на одни пятёрки. Но, увы…

Мама до самой смерти поражала нас прекрасной памятью, мудростью и огромной тягой к чтению. Она вложила в нас самое ценное и доброе. Мы вместе переживаем невзгоды и радости, потери и достижения, и даже не представляем, что может быть иначе. Никаких упрёков или зависти. Только поддержка, понимание, забота. В нас, детях, воплотилась мечта родителей об образовании. Мы хорошо учились, тянулись друг за другом».

Все Барчёнковы получили высшее образование, стали прекрасными специалистами, достойными людьми, настоящей гордостью своих детей и внуков! Родительский подвиг простых русских людей, великих тружеников. Эта большая жизнь была потом, после Победы. Одной на всех. После страшной войны, которую нужно знать и помнить.


Самый главный наш Праздник – День Великой Победы над фашизмом, каждый год вновь воскрешает бессмертные полки и соединяет поколения созвучием нашей памяти. Встречаем 75-летие, три четверти века Великой Победы! Этот юбилей хочется отметить так, чтобы выразить всю благодарность, скорбь, гордость, любовь тем, кто нам его подарил. Герои уходят, а мы остаёмся, заступая на собственную вахту памяти.

«Мы хотим не просто вспомнить имена…» – девиз городского творческого конкурса, посвящённого памятной дате и объявленного Общественным советом жигулёвского городского художественно-поэтического Салона «Любава». Создаётся новая книга – «Летопись «Бессмертного полка»».

Эта антология – наше погружение в историю самой кровопролитной войны прошлого века. И хороший повод сверить нравственные часы таких разных эпох. Это работа наших душ, это наш способ говорить СПАСИБО тем, кто ещё слышит, и тем, кто уже никогда нам не ответит. С ощущением великой цены мирного неба, надеждой на будущее и осознанием нашей собственной ответственности и силы.