От учения к изучению

05.07.2019 16:06 Редакция
Печать
Нравится

Образование

Защита школьного проекта теперь обязательна

В этом году Лада Бондаренко, ученица 10 класса школы № 16, стала лауреатом областного интеллектуального конкурса «Взлёт» и вошла в губернаторский реестр творчески одарённой молодёжи Самарской области в сфере науки и техники.
Программа «Взлёт» действует с 2016 года, придя на смену областной научной конференции школьников. Её суть в том, что старшеклассники выполняют исследования на темы, в изучении которых заинтересованы вузы. В течение года проводится заочный этап, лучшие отбираются для очного, а победители получают наставника-консультанта в лице университетского преподавателя и возможность продолжать исследования в лаборатории вуза.
Лада защищалась в секции «Социология». (Кстати, в конкурсе «Взлёт» она участвовала уже второй год под руководством учителя И.А. Никаноровой.) Взяла тему «Типология досуга старшеклассников» и в результате исследования пришла к выводу, что в школе с углубленным изучением отдельных предметов у ученика остаётся меньше свободного времени, но его правильная организация способствует более разнообразному и активному отдыху.
- Социологическое - одно из трёх основных направлений проектной деятельности в школах нашего города, - поясняет начальник отдела Центрального управления образования и науки Г.П. Игошин. - Сюда относятся и социально значимые проекты, нацеленные, например, на решение проблем микрорайона, часто они пересекаются с охраной природы. Экологическое - другое направление, оно разрабатывается в рамках Всероссийской олимпиады по экологии (одно из условий олимпиады - написание проекта). Мы длительное время показываем здесь хорошие результаты, участвовали и во Всероссийском этапе. И третье направление – это проекты в рамках предмета «технология».
- От чего зависит выбор направления?


- Он определяется прежде всего наличием кадров - научных руководителей высокой квалификации, а также их желанием этим заниматься, увлечь детей. Кроме того, нужна соответствующая база. Хорошая база есть для экологических проектов – национальный парк, заповедник, консультанты соответствующие, и здесь, как я уже сказал, у нас много высоких достижений. А вот в олимпиадах по технологии мы участвуем только в номинации «Обслуживающий труд», потому что в школах нет, скажем, швейных, токарных или слесарных мастерских. (Но в планах создание подобных центров в школах № 1 и 14.) Или, например, для изучения состава вещества нужны лаборатории, которыми школы не располагают. Серьёзные проекты научного цикла пока  позволить себе не можем, поэтому большая часть проектов у нас нематериальноёмкие, например, по обществознанию, литературе, истории, краеведению.
- Как со временем меняются требования к проектам?
- Сейчас перед учащимися 10 и 11 классов ставится задача выйти на исследовательскую деятельность, что уже близко к научной работе. Но главное - новым федеральным государственным образовательным стандартом для средней школы с 1 сентября защита выпускниками 9 и 11 классов индивидуального проекта становится наряду с экзаменами обязательной. До этого проектная деятельность тоже считалась неотъемлемой частью учебных планов, но проект как выпускное испытание на федеральном уровне прописан не был. Тем не менее, в Самарской области экспериментально последние три года его проводили. Но сделать и защитить проект можно было, например, в восьмом классе, чтобы в девятом сосредоточиться на ОГЭ.
Если говорить об уровне. В 2017-2018 учебном году к участию в окружном этапе областной научной конференции допустили 17 работ (некоторые коллективные). В этом - 14.  Во «Взлёте» в минувшем учебном году приняли участие 19 ребят из школ № 7, 10, 14 и 16. По сравнению с областной научной конференцией, которая была ещё три года назад, число участников снизилось. Почему? Теперь мало за короткий срок сесть и написать работу. Во «Взлёте» о ходе своих изысканий нужно отчитываться весь год, набирать баллы, и уже по этим результатам получить допуск на очный этап. Так что всё очень серьёзно.
- Что даёт школьникам проектная деятельность?
- Она развивает важные в современном мире компетенции ребёнка, которые чётко обозначены в образовательных стандартах. Если в советской школе выпускник должен был обладать определённой суммой знаний, то сейчас от него требуется уметь формулировать проблемы и применять на практике полученные навыки, причём в нестандартной ситуации. И каждые новые ФГОСы уровню сформированности компетенций уделяют всё больше внимания.

М. ГРИГОРЬЕВА

Комментарии

И.В. Русских, директор школы № 16:
- Шестнадцатая школа - с углубленным изучением отдельных предметов, и мы считаем, что наши ученики обязательно должны заниматься научно-исследовательской деятельностью. Восьмиклассники готовят итоговый проект, и авторам самых интересных предлагаем продвинуться дальше. С самого начала конкурса «Взлёт» наши дети в нём участвуют, в написании своих проектов сотрудничают с педагогами Самарского государственного технического университета. Даже ездили в университет, общались, посмотрели базу, детям очень понравилось. Некоторых, кто участвовал во «Взлёте», целенаправленно пригласили в СамГТУ учиться, и в прошлом году наша выпускница поступила. В этом году к очному этапу допустили четверых учеников из школы. Для них это, конечно, будет плюсом при поступлении.

К.Ф. Шипилин, директор школы № 13:
- Наша школа специализируется на проектах по технологии. Практически все последние годы областные олимпиады по этому предмету представлялись учащимися тринадцатой. Результаты высокие. Очень важно, чтобы проекты делали именно дети, а руководители лишь помогали, направляли, иначе теряется смысл этой деятельности.

Лада Бондаренко, ученица школы № 16:
- Я участвую в конференциях, потому что интересно. И пригодится в будущем - возможно, получу дополнительные баллы на вступительных экзаменах. Но всё же главное - мне это нравится.

Обновлено ( 05.07.2019 16:39 )