Женщина, которая поёт. И пишет

24.05.2019 14:39 Н. ПЕЩЕРОВА
Печать
Нравится

О тех, кто рядом
Об академическом хоре «Возрождение» Жигулёвского дворца культуры наша газета писала неоднократно. Совсем недавно мы рассказали, что этот самодеятельный коллектив успешно сдал творческий экзамен на присвоение ему звания народного. А хористы опять просят, чтобы мы рассказали немного подробнее об их руководителе С.А. Бойковой. Некоторые даже признались, что до встречи с Софией Александровной руководили хоровыми коллективами, были регентами в церковном хоре, думали, что всё знают и умеют, а позанимавшись с Бойковой, раскрыли в себе новые возможности и поднялись на более высокий уровень. 
У Бойковой, действительно, есть чему поучиться. По специальности она педагог постановки голоса и сольного пения, может работать с чтецами, радио- и телеведущими, солистами. София Александровна обладает абсолютным вокальным слухом. Говорит, что это идёт из семьи. Дедушка был настоятелем храма, и все домочадцы пели на клиросе в церкви.
После школы София поступила в Черниговский педагогический институт. Студенты хорового отделения часто выступали с концертами на разных площадках, а также на телевидении в Киеве. В вузе у Бойковой был звёздный дебют - по заказу Швейцарии сняли художественный фильм-оперу «Наталка Полтавка», где она сыграла главную роль.
Выпускницу распределили преподавателем в музыкальную школу. Однако после письменного обращения девушку приняла к себе Черниговская областная филармония солисткой ансамбля бандуристов. Там София в студенческие годы уже немного подрабатывала, в её репертуаре были народные песни и романсы.


Год Бойкова проучилась на вечернем отделении в Киевской консерватории. Затем вынуждена была взять академический отпуск: жизнь в большом городе оказалась ей не по силам. Чтобы заработать денег, поехала в Тольятти к сестре, да и задержалась здесь надолго. Замуж вышла, дочь родила. Работала в ДК ВАЗа хормейстером, проводила сольные камерные вечера и здесь воплотила свой замысел - поставила первые небольшие сценки из оперетт.
Обучение продолжила в Самарском институте культуры, на отделении театральной режиссуры. На госэкзамене ставили спектакль на стихи ветерана Великой Отечественной войны Николая Старшинова «Леснянка и Апрель». Бойкова настолько увлеклась, что впервые попробовала сама сочинить музыку, второй акт ею был подготовлен со студентами как опера. 
Затем жизнь забросила её в Калининградскую область. В училище была педагогом постановки голоса. Разработала авторскую методику для подготовки солистов эстрадного отделения, получила высшую квалификационную категорию. С детским вокальным ансамблем Центра детского творчества защитила звание «Образцовый коллектив». И всё бы ничего, да случилась перестройка, повсеместно прошла оптимизация рабочих мест, сокращение кадров. Через знакомство с коллективом Дома офицеров, где вела вокальную студию, перешла работать в войсковую часть, в женскую спецбригаду по охране оружия и боеприпасов. О том, как ходила в наряды, отдельная история. Главное, что и здесь Бойкова не прекратила творческую деятельность. Более того, сделала ещё один значительный шаг вперёд, поставила спектакль по пьесе Самуила Алешина «Тогда в Севилье». Говорит, что не может работать вполсилы. Руководство воинской части по-своему отметило вклад Бойковой в культурно-просветительскую деятельность и воспитательную работу с воинами, ей вручили нагрудный именной знак «Отличник погранвойск» 2 степени.
Правда и то, что Софии Александровне приходилось ходить в наряды, охранять территорию воинских складов. Признаётся, что было страшно. В такие минуты спасало умение рифмовать стихи. И хотя поэтом Бойкова себя не считает, один сборник её «философинок» уже напечатан. 
Последние десять лет София Александровна живёт в селе Сосновый Солонец соседнего с нами Ставропольского района, а работает в Жигулёвске. Первые пять лет из них она трудилась в детской школе искусств и параллельно на общественных началах во Дворце культуры создала академический хор. Первые годы работала в ДК без оплаты, не было свободной штатной единицы, а желание творить было огромное, чувствовала в себе нереализованный потенциал. И он пробился в замечательном репертуаре хора «Возрождение» и его коллективах-спутниках, в вокальных группах «Гармония», «Квинта», детском коллективе сольного пения «Корифеи». Уже есть успехи и поощрения, такие, к примеру, как диплом 1 степени за участие в международном конкурсе детско-юношеского молодёжного творчества «Разноцветные ноты мира», диплом лауреата 3 степени среди академических хоров Поволжского региона. Бойкова отмечена благодарностью губернского правительства как волонтёр фестиваля «Нужные люди». Значимая веха – присуждение академическому хору «Возрождение» звания «Народный самодеятельный коллектив». Первые выпускницы хормейстера, две Елизаветы - Лапаева и Кулешова, продолжают обучение музыке и вокалу в Самаре. А их наставница грезит о создании в нашем городе молодёжных музыкальных лекториев. Несмотря на возраст, ей хочется продолжать просветительскую деятельность. 
- Я человек старой школы,- говорит Бойкова. - Нас учили, что есть культура как искусство и есть культура как потребление. Нельзя только угождать потребительскому спросу, нужно ещё и воспитывать эстетический вкус, пробуждать тягу к возвышенному, прекрасному.
У такого сильного человека всё получится.