Короли и тыква

26.01.2018 15:40 Е. НЕМИРОВА
Печать
Нравится
Традиции и обычаи народа сето 

Наверное, это единственный коренной народ нашей необъятной многонациональной родины, у которого есть собственный действующий монарх. 
Ни то ни сё? 
Интересная особенность представителей этого удивительного народа: они православные, но верят в загадочного бога Пеко, деревянные фигурки которого можно встретить не только в их этнографическом музее. 
По преданию, их языческий финно-угорский бог нашёл вечное упокоение в Псково-Печерском монастыре. Поэтому его богоизбранный народ считает своей исторической родиной Печорский район Псковской области. 
Называется народ «сето», и что означает это слово - никто точно не знает. Русские соседи сето давно придумали этому непереводимому словечку собственное объяснение. Поскольку они издревле звали своих финно-угорских соседей «полуверщиной» за то, что те не только исповедуют православие, но и бережно хранят свои языческие обычаи, то говорили про них, что эти люди, дескать, «ни то ни сё». А со временем и сами поверили, что печорские финно-угры просто переиначили это выражение на свой манер - вот, мол, и получилось такое странное название - «сето». 
По другой версии, это слово этимологически как-то связано с тем, что печорские эсты, как их ещё называли, в старину скупали палых лошадей, чтобы удобрять свои поля. 
Кто они и откуда 
Когда именно сето появились на Псковской земле, тоже неизвестно. Считается, что они бежали на Русь от насильственной католизации, а в XVI веке добровольно приняли православие и с тех пор считают своей главной святыней Псково-Печерский монастырь, а своим главным национальным праздником - день Успения Пресвятой Богородицы, который в этом монастыре отмечают как престольный. 
В конце XIX века некоторые малоземельные сето подались в Енисейскую губернию осваивать восточные российские территории. С тех пор их второй родиной считается сибирская деревня Хайдак в Партизанском районе Красноярского края. 
В начале XX века народ сето насчитывал 21 тысячу человек. Согласительная комиссия 1944 года зафиксировала в окрестностях Печор 7 тысяч сето. По последней переписи населения, их в Псковской области осталось чуть больше 200 человек. 
Массово переезжать в Эстонию сето начали в семидесятых годах прошлого века, когда в Печорском районе позакрывались эстонские школы. Но стараются на каждое Успенье приезжать в родные края. 
Триединство 
Первым сетоским этнографом стала Татьяна Огарёва – образованная питерская дачница, которая поселилась в сетоской деревне Сигово в начале 90-х годов и настолько полюбила своих удивительных соседей, что стала серьёзно изучать их обычаи, а также коллекционировать сетоские костюмы и предметы обихода, а потом даже создала первый в мире музей «Памяти народа сето». Татьяна Николаевна выявили три этнических особенности сето. 
Первая - это их массивные серебряные украшения. Пословица гласит, что сетоскую женщину сначала слышно, а потом видно. Это потому, что она носит на себе серебряные цепи, иногда сравнимые по громоздкости с колодезными. 
Но самое главное и самое причудливое сетоское украшение - это внушительных размеров женская нагрудная фибула - серебряный сыльг в виде воронки или чаши. Сето верили, что вода, которую льют сквозь этот «сыльг», приобретает целебные свойства: этой водой раньше поили скот во время массового падежа, её давали детям в качестве лекарства во время эпидемий. 
Когда женщина-сето умирала, её сыльг должен был 40 дней «отдыхать», прежде чем его передавали в наследство следующей по старшинству женщине в роду. 
Второй отличительной особенностью культуры народа сето считаются удивительные цветные кружева. 
А третья - это Боговы полотенца с шерстяным, чаще всего вишнёвым, подзором - такого же цвета, как и вышивка на сетоских рубашках. Такими полотенцами сето украшали иконы, их дарили на свадьбу молодым. 
Сетоские рубахи отличаются от русских ещё и длиной рукавов. Оказывается, этот маленький народ как-то ухитрился сохранить обычай шить рукава до пят даже после того, как царь Пётр своим высочайшим повелением запретил своим подданным эту «варварскую» моду. 
По сетоским поверьям, длинные-предлинные присборенные рукава защищают человека от нечистой силы: даже если она юркнет в такой извилистый рукав, ей очень трудно будет подобраться к его телу. 
Сето славятся в Псковской области ещё и своей очень своеобразной кухней. До сих пор каждая уважающая себя сетоская хозяйка хранит в секрете семейный рецепт изготовления тминного сыра, а также в любое время года предлагает гостям ароматный компот из тыквы. 
Сетоский фольклор не менее экзотичен. Их народные песни – это всегда импровизация. А потому их лучшие певцы или певицы всегда не только очень музыкальны от природы, но и обладают поэтическим даром. 
Всё могут короли 
В конце 90-х казалось, что культура сето вот-вот исчезнет, но когда этот народ оказался разделённым государственной границей, то его оставшиеся на российской земле представители создали общественную организацию «Этнокультурное общество народа сето». Вначале - для того, чтобы добиться особых прав и возможности беспрепятственно встречаться со своими иностранными родственниками. Однако бурная общественная деятельность мало-помалу помогла людям сето заново осознать себя, и в результате в 2010 году они получили официальный статус коренного малочисленного народа, создали этнографический музей и возобновили школьные занятие на родном языке, а также возродили «кирмаш» - свой национальный праздник, на который в конце августа в Печорский район Псковской области стараются съехаться сето всей Земли. 
Кроме того, они придумали называть свои исконные земли в псковско-эстонском пограничье «Королевством сето» и, соответственно, начали выбирать себе королей. 
Королевские выборы проводятся ежегодно самым демократичным способом. Каждый из претендентов на трон взбирается на пенёк и коротко излагает свою предвыборную программу. За чьим пеньком потом выстроится самая длинная очередь из подданных - тот и король (или королева). В знак монарших полномочий он получает увитый разноцветными лентами посох.