Картины песком

02.11.2015 08:58
Печать
Нравится

Есть такое необычное и сравнительно молодое искусство – сэндарт, песочная графика и анимация. В Жигулёвске им занимается художник Анжела Угорцина. И не только занимается, но и обучает желающих научиться этому виду творчества. 

- Началось всё с волонтёрской работы, - рассказывает Анжела. - Я сотрудничала с тольяттинским детским приютом «Дельфин», который работает в том числе с детьми, имеющими диагноз ДЦП. Я искала, чем могу помочь этим детям. И в интернете прочла про искусство рисования песком, которое помимо всего прочего имеет и терапевтический эффект, положительно влияет на нервную систему. Поехала в Москву, обучилась у преподавателя Ирины Титовой и, вернувшись, стала развивать это направление в Тольятти. Это было семь лет назад. С тех пор песочное творчество стало и моей работой, и бизнесом, но наполовину мой проект всё равно благотворительный. С детскими учреждениями на бесплатной основе сотрудничаю регулярно.
Направлений работы два: рисование песком и песочная анимация. Рисовать учу и детей, и взрослых, провожу мастер-классы. Попробовать свои силы в сэндарте может каждый, выдающихся художественных способностей не нужно. Но надо знать технологию.
Если же кто-то на свадьбу или корпоративный праздник хочет увидеть песочный мультфильм - такие заказы тоже принимаются. В Тольятти я сотрудничала в том числе и с крупными компаниями. Так же произошло и знакомство с Жигулёвском: меня пригласили сделать мультфильм ко Дню города. 

 
Семь лет назад сэндарт не только в Тольятти, но и в России был ещё не очень развит. Оборудование и информацию было сложно найти. Но сейчас ситуация изменилась. В этой сфере появилась даже конкуренция. О своём подходе могу сказать, что никогда не работаю по одинаковым стандартным программам. Для каждого случая делается уникальный мультфильм, который больше не повторится. Поэтому заказы делать желательно, конечно, не за три дня. Обдумывание сюжета, разработка эскизов, их обсуждение с заказчиком, подбор музыки - всё это может занять около месяца.  
Сейчас я переехала жить в Жигулёвск, поэтому именно через здешний центр занятости получила грант на развитие своего проекта. Для рисования песком нужны специальные столы с подсветкой и отсеком для песка, достаточно дорогостоящие. Субсидия помогла приобрести качественное оборудование. Такой стол не пострадает, даже если ребёнок, например, случайно уронит его.   
Своего помещения в Жигулёвске у нас пока нет, потому что только начинаем работать. Но выездной мастер-класс можем провести легко - оборудование перевозимое, устанавливается буквально за двадцать минут. Обучать детей и взрослых мне интересно, я не боюсь работать с аудиторией, наоборот, мне это нравится. Преподаю пока я одна, но есть единомышленники, увлекающиеся песочным искусством. Возможно, в перспективе мы откроем студию на базе КДЦ, куда желающие заниматься смогут приходить регулярно.


Справка

Песочная анимация, рисование песком, песочная фантазия, сыпучая анимация или техника порошка - стиль изобразительного искусства, а также технология создания анимационных фильмов, появившиеся в 70-е годы ХХ века. Метод позволяет делать не только мультипликационные фильмы, но и шоу-номера для «живого» зрительного зала. Лёгкий порошок - обычно очищенный и просеянный песок, но также соль, кофе, или что-то другое - тонкими слоями наносится на стекло. С помощью диапроектора или световой доски получающееся изображение можно передавать на экран. Обычно все действия выполняются руками, но в качестве приспособлений могут использоваться кисточки.
Изобретателем стиля является канадская режиссёр-мультипликатор Кэролайн Лиф. Другие известные представители направления – Илана Яхав (Израиль), Су Дабао (Китай), Ференц Цако (Венгрия), Артур Кириллов (Россия).
Главное, что отличает песочную анимацию и графику от других направлений с применением сходного материала – например, рисунков цветным песком – это светящаяся поверхность, которая служит для нанесения изображений. Именно при наличии подсветки изображение обретает необходимые контрастность и выразительность, «оживает». Применяется как однотонный, так и многоцветный вариант освещения.
Морской песок плохо подходит для этого занятия, песчинки слишком круглые и рассыпаются, не образуя фиксированных форм. Профессиональные художники-аниматоры пользуются вулканическим песком.