Жигулевский рабочий

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная


«Жигули» из Жигулёвска

Email Печать PDF


В нашей стране все знают автомобиль «Жигули», который производит ВАЗ. В апреле 2020 года автогигант отметил 50-летний юбилей. А знаете ли вы, что первый автомобиль под названием «Жигули» сконструировал и создал своими руками умелец Николай Фёдорович Ивашин в городе Жигулёвске, когда и ВАЗа ещё не было?

В 1948 послевоенном году в совхозе им. Энгельса в Пензенской области возле обычного деревенского дома появилась необычная конструкция. По внешнему виду напоминала высоковольтный столб, только размером меньше, с лопастями на самой вершине. Сохранилась её крохотная любительская фотография. Соорудил эту конструкцию семиклассник Коля Ивашин, чтобы в доме было электричество. Он самостоятельно сконструировал и построил не что иное, как маленькую электростанцию.

Шли годы. Мальчик окончил школу, отслужил в армии, после окончил техникум и был распределён в Жигулёвск. С 1957 года начал работать в Куйбышевгидрострое и в том же году перешёл на ЖКСМ в пароводоцех. Сначала был слесарем 7 разряда, затем мастером, старшим мастером, механиком, начальником цеха. Активно участвовал в рационализаторской и изобретательской работе, внедрял новую технику. И всегда в нём горело желание создавать что-то своими руками. Страсть эта, видно, заложена в него при самом рождении. Был даже такой эпизод во время войны, когда мать с тремя детьми бежала, спасаясь от обстрела, и Коля умудрялся при этом хватать с земли какие-то железки, забирал их с собой.

…7 ноября 1967 года. Страна отмечает 50-летие Октября. В Жигулёвске на городской демонстрации во главе колонны ЖКСМ идёт двухместный кабриолет с хромированной надписью «Жигули» на крыльях. На нём по площади Мира везут знамя. Эту машину Николай Ивашин построил сам, и название её придумал тоже сам.

Супруга Анна Георгиевна рассказывает, каким непростым делом было это в те годы. Собиралась машина из металлолома - тогда была одна база в Морквашах. Однажды глядит в окно: как будто гужевая повозка медленно движется сквозь метель. Присмотрелась - а это глава семейства «впрягся» и тянет какую-то массивную деталь. Краску опытным путём мастер тоже сам создавал, пока не получил желаемый цвет морской волны. Поиски мотора - отдельная история. А мастерская? Располагалась сначала в сараюшке, только позже, уже на ЖКСМ, умелец оборудовал капитальный пристрой, где и довёл до ума своё детище…

В 1969-м «Жигули» Ивашина возглавили парад-конкурс любительских авто и мотоконструкций на приз журнала ЦК ВЛКСМ «Техника - молодёжи». 1200 километров от Москвы до Киева пробежали самоделки из 40 городов и областей. В столице Украины собралось около 100 конструкций. Колонну вели командор парада-конкурса герой гражданской войны генерал-лейтенант Н.А. Соколов-Соколёнок и начальник колонны - председатель секции любительского микроавтомобилизма Московского автомотоклуба ДОСААФ СССР инженер И.С. Туревский. Парад на центральном стадионе транслировали по телевидению. За наиболее интересную и своеобразную конструкцию награждён золотой медалью и дипломом лауреата Всесоюзного смотра технического творчества Н.Ф. Ивашин. Он же получил Гран-при журнала «Техника - молодёжи» - фотоаппарат «Зоркий-10» со световспышкой «Луч».

Микролитражка Ивашина выдержала серьёзные испытания - прошла весь путь и благополучно вернулась в Жигулёвск. За этой короткой информацией семь лет кропотливого труда по выходным и воспоминания о том, как собирались толпы вокруг кабриолета, с какой лёгкостью он обгонял на дорогах другие машины, достигая скорости до 100 км/ч.

«Вот представьте, на заводе есть конструкторские бюро, цеха с различным сложным оборудованием, многотысячный рабочий коллектив. А микроавтомобиль «Жигули» создавался без всего этого. Один целеустремлённый человек в свободное от работы время трудился в течение нескольких лет. Считаю, это подвиг», - делится А.Г. Ивашина.

С 1969 по 1971 год Николай Фёдорович работал в отделе главного конструктора на ВАЗе, но родной Жигулёвск тянул к себе. В 1971-м его пригласили в школу №16 на должность заведующего учебно-производственными мастерскими. Позже трудился на других предприятиях города. В 1982 году позвали в школу №6 учителем труда.

Вспоминает Нелли Ивановна Шатько:

«Во времена преподавания Николая Фёдоровича Ивашина , я работала директором школы №6. У школы были прекрасные мастерские, оборудованные различными станками. Учитель был с богатым опытом, к тому же замечательный изобретатель… Частенько в школьных коридорах увидишь, как с шумом и ликованием после звонка на перемену выбегают ученики. Подходишь к двери кабинета труда - тихо. Думаешь, что не было там урока. Приоткрываешь дверь и видишь: дети окружили стол любимого учителя. Вопросы задают самые разные, и больше всего о конструировании, устройстве станков, изделий, о предприятиях, на которых они выпускаются и используются… Однажды Николай Фёдорович пригласил в гараж, где стоял его автомобиль. Мы были восхищены его детищем. Нас поразил и сам гараж: стеллажи с аккуратно расставленными деталями, инструментами, всё под рукой, всё сделано с любовью. В гараже чистота и порядок. Гараж, кстати, он тоже строил сам.

А как-то по дороге в Ширяево мы заехали к нему на дачу. Двухэтажный дом с современной сантехникой на первом этаже. Второй этаж с раскладывающейся мебелью. Нажал кнопку - и опустилась с потолка лестница, ведущая на чердак. Всё сделал сам. Один. Восторг и радость вызывало это. Все встречи с его семьёй, его бытом ещё раз подчёркивали его трудолюбие, душевные качества и огромный изобретательский талант».

В 1988 году Н.Ф. Ивашин вернулся на ЖКСМ в пароводохозяйство, проработал там год и уволился по состоянию здоровья.

Умер Николай Фёдорович в 2013 году. Супруга хранит память о нём, бережёт архив с его эскизами, журналами, публикациями, дипломами и тот самый наградной фотоаппарат со вспышкой. А вот где сейчас сам автомобиль - неизвестно. Следы потерялись вскоре после того, как Ивашины в 1969 году продали его, чтобы собрать деньги на «настоящую» машину. Подрастал ребёнок - и двухместный кабриолет стал маловат. Строились «Жигули» целых семь лет, а вот поездить на нём изобретатель успел только три года, самая дальняя поездка - на смотр в Киев. Ночевали, кстати, Ивашины тоже в этой машине: в лобовое стекло был вмонтирован складной тент.

Стоит отметить, что изобретатель-самоучка был одарён во многих отношениях. Он играл на аккордеоне, прекрасно рисовал, отличался скромностью и бескорыстием. После «Жигулей» Ивашин уже вместе с сыном строил самолёт, который они испытывали на городском стадионе.

В 1969 году об Ивашине написала газета «Цементник»:

«…Машина действительно элегантна. Мягкие плавные формы заимствованы у «Москвича». Ходовая часть представляет собой реконструированные шасси старушки-«Победы», мотоцикла «Урал». В неё, конечно, автор внёс и свои усовершенствования. Зубья планетарок полуосей несколько меньше, карданный вал - самостоятельное творение умельца… Во всяком случае, машина – гордость не только создателя, но и жигулёвцев и куйбышевцев, честь которых Николай Фёдорович Ивашин - начальник пароводоцеха нашего комбината отстаивал на VII Всесоюзном параде-конкурсе … Мы сидим в машине. Чётко и ровно работает двигатель знаменитого мотоцикла «Урал». Мотор без видимого усилия, даже легко, вытягивает микролитражку на вершину крутой Яблоневской горы. Проезжаем посёлок Александровское Поле, спускаемся

в Жигулёвск. Прохожие долго смотрят нам вслед. А когда останавливаемся у кинотеатра «Берёзка», окружает группа людей. И так везде…»

Справка

Перед запуском «копейки» в серийное производство, руководство новоиспечённого завода «ВАЗ» объявило всесоюзный конкурс на имя для нового семейства автомобилей.

Дирекция предприятия получила около 30 000 писем и телеграмм с возможными вариантами из разных уголков страны. Чтобы отобрать лучшие, собрали государственную комиссию и определили 8 финалистов. И «Жигулей» среди них не было. Автомобиль хотели назвать «ВИЛ-100» - к столетию Владимира Ильича Ленина. Но в этот момент конструктор по фамилии Черный вклинился в процесс со своим названием - «Жигули». Именно этот вариант и утвердили
 

Баннер

Яндекс.Метрика
Сайт создан при подержке сайта Жигулевска