Жигулевский рабочий

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная


«Жигулёвские Альпы» - это реально

Email Печать PDF


Ветераны горных лыж поделились идеями о развитии этого вида спорта в нашем городе 

В прошлом году инициативной группой ветеранов горных лыж в городе была создана федерация горнолыжного спорта и сноуборда. Этот спорт когда-то в городе был не мене популярен, чем бокс, беговые лыжи и другие виды. Все началось в 1965 году, когда в Жигулёвск приехал московский тренер мастер спорта по горным лыжам Лев Михайлович Волков. 

На базе детской спортивной школы он организовал отделение горнолыжного спорта, и работа началась. Первый год тренировались на горе в Берёзовой роще, потом освоили гору в районе Г-1, рядом со школой №14. Лет через пять-шесть, благодаря усилиям Волкова, была построена горнолыжная трасса около бывшей детской больницы. Установили два чешских подъёмника, закупили лыжи, другое снаряжение. Был принят для тренировки маленьких ребят и девочек второй тренер - А.В. Колоярцев. Дети стали делать успехи, достойно выступали на соревнованиях областного и всесоюзного значения, были подготовлены десятки разрядников. В конце 70-х годов на тренерскую работу пришёл выпускник института физкультуры В.И. Уколов, который приобрёл новые лыжи и инвентарь взамен устаревших моделей лыж и ботинок. Организовал выезды на соревнования в Самару, Красноярск, на Урал, в другие горнолыжные центры. 

Так продолжалось до 1980 года, а потом отделение закрыли. Директор школы говорил, что временно, пока не найдут нового тренера. А оказалось, надолго. Десятки перспективных ребят оказались вне горнолыжных трасс. Попытки активных горнолыжников заново открыть отделение не увенчались успехом. Их просто не слышали. Потом начались лихие 90-е, и про горные лыжи совсем забыли, в почёте были другие виды спорта. 

Но горнолыжную трассу в районе детской больницы удалось сохранить благодаря клубу туристов «АвтоВАЗа» под названием «Авальман», который и сегодня работает в Жигулёвске. Но рельеф трассы, неровное полотно, косогорный нижний участок, а также финишный участок (выкат) не соответствуют современным требованиям безопасности. Бугельный подъёмник, который установлен на трассе ещё 20 лет назад, устарел и не безопасен для детей. Для обустройства этой трассы согласно современным правилам безопасности потребуется вырубка леса и перепланировка полотна, а также замена старого подъёмника на современный. На сегодня такие работы клубом «Авальман» не планируются. 

- Гора не пустует, взрослые и дети там катаются, без спортивной подготовки, на уровне «чайников», - говорит Александр Викторович Новиков, ветеран горнолыжного спорта, выпускник горнолыжного отделения 1980 года, председатель федерации. - Но говорить о развитии именно детского горнолыжного спорта не приходится. Специальное отделение школы - это совсем другой уровень. Я бывал во многих «горнолыжных» странах. Там обучать детей начинают с 5 лет, занятия на горных лыжах включены в школьную программу. Для обучения используют небольшие горки с детскими подъёмниками и хорошим, безопасным выкатом на пологое место. К 10 годам дети успевают освоить безопасные приёмы катания и отправляются на спортивные трассы. Поэтому во всех альпийских странах почти все жители умеют кататься на горных лыжах, а спортсмены занимают самые высокие места на Кубке мира. 

Природа Жигулёвска по-своему уникальна, но, самое главное, у нас есть горы, чтобы развивать горнолыжный спорт и сноуборд. И не воспользоваться этим даром природы было бы неразумно. 
Спустя почти 15 лет вновь заговорили о строительстве горнолыжного комплекса на горе Отважной, рядом с телевизионной вышкой. Этот проект включён в план мероприятий по комплексному развитию городского округа Жигулёвск. Но строительство комплекса - процесс небыстрый и дорогой, потребуются огромные финансовые инвестиции. Работы рассчитаны на несколько лет. Замечательно, если комплекс построят быстро и Жигулёвск станет центром горнолыжного спорта на уровне Самары, Абзаково и других городов. Но для этого нужен инвестор. 

На наш взгляд, начинать надо с малого, как говорится, с подготовительных работ, с того, что мы можем сами осилить. 
Ещё несколько лет назад многие, даже опытные горнолыжники и сноубордисты, с удовольствием катались на трассе в районе Г-1. Этот склон использовался ещё во времена существования горнолыжного отделения. Склон имеет длину более 230 метров и уклон около 20 градусов, ровное широкое полотно и, главное, безопасный выкат на пологое широкое место. Для начинающих горнолыжников, детей условия идеальные. 

В настоящее время трасса в районе Г-1 не функционирует. Фирма «Мета», которая на протяжение почти 10 лет обеспечивала работу трассы, три года назад в связи финансовыми трудностями прекратила финансирование работников и техническую поддержку трассы. Старый бугельный подъёмник там демонтировали, домики-вагончики для инвентаря убрали. Осталась земля в черте города, на которой можно построить современную безопасную трассу для детей и подростков. 
Для восстановления работы трассы и обустройства необходимы небольшое помещение, где можно переодеться, снегоход «ретрак», чтобы укатывать трассу, и небольшой подъёмник до 250-300 метров. Такие установлены в горнолыжном комплексе «Спин-Спорт» в Портпосёлке г. Тольятти, где уже несколько десятков лет работает детское отделение горных лыж. 

Общие затраты на то, чтобы возродить детский горнолыжный спорт в городе Жигулёвске, открыть отделение и начать готовить будущих спортсменов, по скромным подсчётам, от пяти миллионов рублей. Представители федерации и ветераны готовы помочь организационно, найти тренера, который будет заниматься с детьми. Ветераны, люди, для которых горные лыжи в жизни занимают значительное место, хорошо знают, насколько интересен и увлекателен этот вид спорта. И им искренне жаль, что в «Жигулёвских Альпах» не развивается горнолыжный спорт. В федерации в основном выпускники того отделения, 60-80-х годов, ветераны-горнолыжники. Они и сейчас ежегодно ездят на всероссийские соревнования «Жемчужина России» в Самаре и очень надеются, что традиция участия жигулёвцев в этих соревнованиях не исчезнет. 

- На два письменных обращения нам ответили, что в условиях дефицита местного бюджета нецелесообразно обустройство горнолыжной трассы в районе Г-1 и открытие отделения горнолыжного спорта, - продолжает Александр Викторович. - Но открытие отделения - это ещё одна возможность оторвать ребят от негативного влияния, заняться красивым и здоровым спортом и потом всю жизнь наслаждаться этим хобби. 

Один из вариантов решения финансовых вопросов по обустройству трассы в районе Г-1 - передача земли под трассу в аренду заинтересованным фирмам, которые развивают горнолыжный спорт и сноуборд в области. В своё время самарские организации «СОК» и «Склон» проявляли интерес к Жигулёвску. Конечно, для этого потребуется провести организационные мероприятия со стороны администрации города, но, может, тогда вопрос сдвинется. 
Эти фирмы под Самарой организовали два комплекса, где можно кататься на горных лыжах, на беговых, на «ватрушках». Поставили снеговые пушки. Снега ещё не было, а они уже открылись, и люди к ним ездят, в том числе и жители Жигулёвска. 

Но необходимо, чтобы земля под строительство была оформлена должным образом, чтобы те, кто решит взять её в аренду, имели определённые гарантии. 

Думаю, что администрация и жители города поддержат общественное начинание ветеранов спорта об открытии отделения горных лыж и сноуборда на базе одной из детских спортивных школ города Жигулёвска в 2020 году. 


 

Баннер

Яндекс.Метрика
Сайт создан при подержке сайта Жигулевска