Третьего сентября 1983 года газета «Жигулёвский рабочий» писала: «Первого сентября состоялось торжественное открытие первого в городе профессионально-технического училища. Теперь Жигулёвск имеет отличную базу для подготовки рабочих самых различных специальностей.
Огромные светлые кабинеты, мастерские, учебные классы, коридоры, общежитие, комнаты отдыха, современное оборудование, спортивный, актовый залы, столовая – всё поражает современностью постройки и отделки.
Десять часов утра. Преподаватели, 200 ребят и девчат, которые стали первыми учащимися, гости, родители, строители стоят на торжественной линейке у фасада здания. Разрезана алая лента у входа. В ПТУ-32 начались занятия».
Открытие в городе первого и единственного профессионального училища явилось наиболее значимым событием 1983 года. Символический ключ от училища принимал его первый директор - Анатолий Иванович Сухоруков.
Об этом человеке мне и хочется рассказать, так как Анатолия Ивановича я считаю своим наставником в профессии.
Думаю, не случайно партийное руководство города назначило именно А.И. Сухорукова директором нового образовательного учреждения. Перед ним помимо образовательных стояли и профессиональные задачи. До назначения директором ПТУ-32 Анатолий Иванович возглавлял школу № 10, которая в то время была самым молодым и современным образовательным учреждением Жигулёвска. За короткое время школа добилась статуса сильной и перспективной. В этом была заслуга всего коллектива, в том числе и директора. Анатолий Иванович - человек, которому было интересно всё новое, он не любил стоять на месте. Поэтому, мне кажется, он согласился на новое назначение, ведь предстояло решать новые, достаточно сложные задачи.
Одна из главных - формирование коллектива, особенность которого состояла в том, что наряду с учителями, имеющими педагогическое образование, но далёкими от производства, в него влились специалисты-производственники, не владеющие основами педагогики. Поэтому каждая группа имела двух наставников: классного руководителя из числа преподавателей-предметников и мастера производственного обучения. Последние передавали учащимся профессиональные умения и навыки. Шло взаимное обучение педагогов и мастеров и подчинение их одной цели - подготовке будущих рабочих. Какие жаркие споры велись на педагогических советах, в комнате мастеров и продолжались на общей кухне общежития, в котором в то время проживала основная часть инженерно-педагогического коллектива! Анатолий Иванович большое значение придавал человеческому фактору и сплочению коллектива: совместный досуг, выезды на природу, лыжные прогулки - всё это объединяло людей, многие из которых до сих пор поддерживают друг с другом тёплые отношения.
А.И. Сухоруков был сторонником педагогики сотрудничества. Он считал, что в любом деле должно быть совместное творчество педагогов и учащихся. Поэтому все мероприятия училища проходили при активном участии не только студентов, но и сотрудников: совместные трудовые десанты, соревнования по волейболу и баскетболу, лыжные гонки, конкурсы художественной самодеятельности. И всегда примером был Анатолий Иванович. Любитель авторской песни, он исполнял их, аккомпанируя себе на гитаре, хорошо читал стихи, был прекрасным спортсменом, лыжником. Одним словом, интересный человек и душа компании. По инициативе Анатолия Ивановича в училище был создан клуб общения, на заседании которого после рабочего дня молодые преподаватели и мастера за чашкой чая обсуждали различные вопросы, азартно спорили, делились мнениями. И всегда главным «провокатором» проблемных тем был Анатолий Иванович. Такое неформальное общение формировало у педагогов коммуникативные компетенции, необходимые в работе с учащимися.
Анатолий Иванович был очень хорошим учителем. Его уроки физики - не только уроки педагогического мастерства, прежде всего это уроки нравственности. Он всегда учил молодых преподавателей тому, что со студентами нужно разговаривать не только на предметные темы, разговор «о жизни» для ребят и девушек иногда намного важнее, чем информация по учебной программе.
Думаю, что задолго до современных реформ образования коллектив училища под руководством А.И. Сухорукова внедрял в практику элементы демократии и гуманизации.
Мне вспоминается один из парадов, посвящённых Дню Победы. Колонна юношей во главе с военруком должна была представлять училище на празднике. Шёл проливной дождь. У педагогов были большие сомнения в том, что наши учащиеся достойно пройдут по площади Победы. И тогда Анатолий Иванович решил сам встать во главе колонны. Каким стройным шагом прошла колона по площади! Только брызги грязной воды летели во все стороны. После праздника директор поблагодарил мокрых парней, а один из них сказал: «Если бы не вы, Анатолий Иванович, мы, скорее всего, вообще до площади не дошли бы». Это был пример настоящего мужчины и наставника.
А.И. Сухоруков всегда поддерживал любые инициативы: духовой оркестр под руководством А.А. Заказчикова, радиогазета, разнообразные спортивные кружки и секции, агитбригада, ВИА.
В период перестройки Анатолий Иванович был первым избранным руководителем на должность заведующего городским отделом народного образования. Этот факт говорит об огромном доверии педагогического сообщества города.
А.И. Сухорукова всегда уважали за верность своим идеям и принципам. Было время, когда члены КПСС массово выходили из партии и бросали свои партбилеты. Сухоруков не сделал этого.
Я рада, что в моей жизни присутствовали такие люди, рядом с которыми стыдно было работать плохо. И одним из них был Анатолий Иванович Сухоруков - руководитель, учитель и просто интересный человек.