Жигулевский рабочий

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная


Фея читального зала

Email Печать PDF
Профессия 

Школьный библиотекарь умеет вовлечь в свою орбиту 

В школе № 10, пожалуй, самая богатая школьная библиотека. И замечательный библиотекарь - Анна Михайловна Краснова. На перемене в читальном зале у неё столпотворение. 

- Светочка, тебе тоже Цветаеву? Маша, Настя, обязательно приходите! Виолетта, сейчас освобожусь, мне очень много тебе сказать надо. О папье-маше нет, но вон там на полочке есть про декупаж, это похоже. Думаю, тебе вот это понравится. Когда мне свои поделки покажешь? - с каждым успевает поговорить библиотекарь. И ведь каждый в общем гуле с первого раза улавливает обращённые к нему слова. 

Рассматриваю столы с книгами.

- Какое разнообразие, глаза разбегаются! 

- Приобретаем только лучшее, произведения, удостоенные престижных премий и признания во всём мире. Большой выбор современной классики, дорогие энциклопедические издания, около 80 наименований лучших журналов: «Юный эрудит», «ГЕОлёнок», «Вокруг света», «В мире животных», «Коллекция идей»… До недавнего времени подписку на периодику активно поддерживали родители. На их средства заказывали и литературу, прямиком из издательств. Сейчас с деньгами сложнее, покупаем по одной-две новых книги. 

- И все они читаются? 

- За этот год вот уже сколько прочитали, - Анна Михайловна листает заполненную общую тетрадь. 

- У вас всегда так многолюдно? 

- Всегда. Когда ещё гаджеты не так распространились, были очереди, чтобы занять место в зале. Да и сейчас каждому классу в младшей школе отведено своё время. 

- Расскажите про «читательский марафон», ведь это ваше детище? 

- Начинали его в 2013-м. Выкладывала по возрастным категориям книги, ребята приходили, выбирали. На каждого читателя заводила «лицевой счёт». Произведение засчитывалось, если ребёнок не только прочитал, но и ответил на вопросы по его содержанию. Это огромный объём литературы, мне помогали учителя, они у меня тоже активные читатели. Было четыре толстые тетради с вопросами. Подводили итоги, после победители соревновались в литературной игре. Пока наш школьный рекорд - 70 книг, прочитанных одним человеком с сентября по апрель. Был забавный случай: две девочки шли почти вровень, я с ужасом думала, кому же буду вручать главный приз - электронную книгу. В последний момент так и пришлось считать страницы, у кого больше. 

- Выходит, вы можете опровергнуть утверждение, что растёт нечитающее поколение? 

- Могу. Не скажу, что в десятой школе читают абсолютно все, но большинство учеников дружит с художественной литературой. У нас на перемене вы легко заметите ребёнка не с телефоном, а с книжкой. Когда запускали марафон, нужен был толчок. А сейчас - нашёл интересное произведение - ведёт за собой друга. Это как круги на воде. Приятно, что у некоторых уже сложились любимые авторы, жанры. Дети следят за рейтингами. Даже выпускники прибегают, увидят новинку - берут на время. А как жить, если не читать? Задерживают книгу некоторые детки, спрашиваю почему. Отвечают: «Да некогда». Я говорю: «Надо выработать в себе привычку, каждый день по чуть-чуть. И тогда уже не сможешь жить без чтения, настанет пустота». 

- Как вы превращаете обычного школьника в активного читателя? 

- Чтобы ребёнок пришёл в библиотеку во второй раз, нужно в первый «попасть в точку». Сначала спрашиваю, что ему нравится, какие темы привлекают. Думаю, что в этом направлении найти, чтобы «зацепило». Как правило, срабатывает. Для тех, кто читает что-то одно, фантастику, например, я иногда делаю такую историю. Оборачиваю книгу в подарочную бумагу, надписываю: «Открыть дома». Через кого-то эту посылочку передаю. Он её открывает, а там книга другого плана, но очень интересная. И он её обязательно прочитает. 
Вон шкафчик, там у нас лауреаты Нобелевской премии. Конечно, это чтение нелёгкое. Но я старшеклассникам говорю: это для тех, кто хочет считать себя не просто читателем, а элитарным читателем. И такие у нас тоже есть. 

- Проходит очередной турнир «Живая классика», в нём всегда участвуют ваши школьники. 

- «Живая классика» - это международный проект чтецов прозы, который высоко оценивает президент страны. Как только этот конкурс появился, я сразу в него влюбилась. Уже седьмой год проводим его в школе. Он просветительский: не только чтец впитывает в себя, он доносит до публики произведения лучших авторов. Много надо потрудиться, ведь требования очень жёсткие: пять минут чтения наизусть, с полным актёрским мастерством. На школьном этапе участников всегда много, в прошлом году - 25, в этом - 21. 

- Все добровольцы? 

- Здесь нельзя никому отказать и никого заставить. Когда конкурс заканчивается, я делаю объявление: со следующего дня приглашаю на следующий год. 

- А ещё ставите спектакли… Слышала, что в одном участвовали 25 учительниц! Для чего вы всё это делаете? 

- Не знаю. Это очень трудно. Физически сложно. Но мне нравится видеть, как детям хочется быть во всё это вовлечёнными и как они получают удовлетворение. И мы, когда на них смотрим, тоже радуемся. Учителя участвуют во всех проектах вместе с детьми. Это так здорово! Потому что незримое что-то происходит, какая-то особенная вещь… Дети становятся дружнее, более трепетное отношение к учителю появляется, они видят в нём коллегу, становятся с ним на равных. 

- Словом, вы помогаете детям и педагогам посмотреть друг на друга другими глазами. 

- В прошлом году сделали выставку «Ожившие литературные страницы». Лежит книга, а рядом поделки, которые её иллюстрируют. Сто десять человек приняли участие, смотрели, голосовали. Была выставка «Цветы мне нежно улыбались». Я обожаю цветы! Всё большое пространство читального зала было заполнено: книги о цветах, цветы, воплощённые в рукоделии. Более 600 человек посетили нас, даже просто жители микрорайона приходили.

- А где вы учились? Помните свою ученическую библиотеку? 

- Училась в Жигулёвске. Библиотека в нашей школе была крошечной, пройти нельзя, у входа стоял стол, и через него нужно было спрашивать. Честно говоря, сюда я попала случайно, ведь образование у меня техническое. Но вот надолго задержалась. 
- О новых задумках расскажете? 

- Скажу лишь, что их много. 



Комментарии 

В.Я. Классен, глава г.о. Жигулёвск: 

- Анна Михайловна Краснова является образцом интеллигентности, как по деловым, так и по личностным качествам. Считаю для себя большой удачей не только совместную работу, но даже само знакомство с этим замечательным человеком. Анна Михайловна обладает блестящей эрудицией и потрясающей памятью. Обширные знания практически во всех областях делают её незаменимым помощником не только для детей, но и для педагогов, для любого человека, обратившегося к ней. Обладая огромным творческим потенциалом, она в своей работе всегда выходит далеко за рамки своих непосредственных должностных обязанностей. На её счету множество великолепных проектов, в реализацию которых с удовольствием включаются и ученики и учителя. Целые циклы турниров среди эрудитов, конкурсы на лучшего читателя, спектакли по мотивам литературных произведений, постановки по собственным сценариям и многое другое, чем мне запомнилась Анна Михайловна по периоду нашей совместной работы в школе № 10. По-настоящему увлеченный человек, способный вовлечь в свою «орбиту» других - это основа высокого профессионализма. 

Е.В. Дмитриева, директор школы № 10: 

- Она душа школы. Мне кажется, Анна Михайловна была здесь всегда. Только и слышно: «Анна Михайловна, а мы? А мы?» Все хотят участвовать в её задумках. Позавидуешь такой энергии. Вовлекла всех в «читательский марафон» - это форма необыкновенная, такой больше нигде не встречала. Обсуждаем прочитанное, спорим, такой постоянный свободный обмен мнениями. Дети слышат, загораются. Наша школьная библиотека самая богатая в городе. Иногда заходишь в магазин: там книга только-только появилась, а мы её уже прочитали. 
Традиция - школьные спектакли, на которых весь зал, а это больше 200 человек, сидит не дыша. Участвуют и ученики, и учителя. Интересно смотреть, как они меняются, они уже другие. И если мы с детьми товарищи по цеху, тогда какие у нас могут быть негативные отношения? Позитив переносится и на школу, и на отношения между детьми и родителями. А сюжет всегда подбирает Анна Михайловна. Приходит и говорит: «Пожалейте меня, я опять «беременна» - очередной идеей. Целый цех работает - костюмы, декорации, музыка. Никаких особенных материальных затрат это не требует. Это требует времени, души и сердца. 
А есть ещё огромная работа, которую не видно: какие учебники купить в этом году, на что направить средства в следующем. С бригадой своих добровольных помощников она ремонтирует каждую страницу каждого пособия, а у нас в школе 39 классов, 1020 детей…
Обновлено ( 29.03.2018 11:04 )  

Баннер

Яндекс.Метрика
Сайт создан при подержке сайта Жигулевска