Кружит гончарный круг

12.12.2017 11:31 М. ЗАЙЦЕВА
Печать
Нравится

Ручная работа особо привлекательна. Елена и Сергей Михальковы увлеклись гончарным делом и теперь дарят людям неповторимые изделия. 
О них узнала случайно. Попалось объявление о выставке, а в числе участников - керамика ручной работы, плитка, декор «Кафель» из Жигулёвска. Найти кого-то в Интернете не проблема, страничка в соцсети «ВКонтакте»: «Ух ты! Неужели такую красоту делают своими руками и у нас в городе!» И вот Елена Михалькова в редакции. 
- С чего всё началось? - традиционный вопрос. 
- Если с самого начала, то с кружка при художественной школе, лепить любила. Но дальше дело не пошло, с творчеством на долгое время рассталась. Вдохновением стали путешествия. Как-то мы с мужем попали в Португалию и влюбились в её плитки, изразцы. Дома как раз начинался ремонт, так хотелось сделать нечто подобное, но в магазинах плитку мечты так и не нашли. Керамика, посуда всегда интересовали, и однажды мы решили пойти на мастер-класс. Дело было в Тольятти. Мне не понравилось - с гончарным кругом отношения не сложились, у Сергея напротив, даже мастер удивился. Потом я подарила ему обучение на курсах в Москве, ближе ничего не нашлось. Ездили на майские праздники, за несколько дней он прошёл месячный курс, целыми днями мастеров «доставал». Как-то всё сложилось, с прежними работами легко расстались, купили печь для обжига… Наверное, мы оба авантюристы и легки на подъём. Захотелось - сделали, кто бы что ни говорил. Точно так же я начала фотографировать. Заинтересовалась - купили фотоаппарат, пошла на курсы. 
«Всё, что бы вы ни слепили, купят, потому что пока это редкость», - сказали нам в Москве и вселили уверенность, что всё получится. И ещё одни правильные слова: «Девяносто процентов брака для начинающих - норма, не расстраивайтесь». Сразу скажу, столько у нас не было. Честно говоря, мы и сами удивлены, как закрутилось, довольно быстро продаваться стало практически всё. 
- Получается, несмотря на сегодняшнее изобилие люди готовы тратить средства, а ваши изделия на порядок дороже, на нечто особенное? 
- Получается так. В крупных городах, особенно Москве, достаточно магазинчиков, лавочек, в которых и керамика, и войлок, и игрушки, и многое другое, сделанное руками. Мы с ними сотрудничаем. Спрос есть. Эти изделия активно используют декораторы в интерьерах. И не только. Разве не приятно пить по утрам кофе и осознавать, что чашка в твоих руках единственная в своём роде. Многим хочется иметь нечто особенное, согретое руками мастера, неповторимое. 
- Первое изделие, которое удалось продать, помните? 
- Это были гранаты, символизирующие богатство, достаток. Очень популярны, их лепят повсеместно, и каждая страна считает, что именно она начала первой. А среди керамистов они некий моветон, так и говорят новичкам: ну что, гранатики лепить будешь… Но людям нравится, есть коллекционеры, собирающие керамические фрукты. Ведь у каждого мастера они свои. Что говорить, даже у одного керамиста каждый раз получается новое изделие. Керамика - непредсказуема. И тем интересна. Никогда не знаешь точно, что получится в итоге: как ляжет краска, поведёт себя глазурь… 
- Как распределены обязанности в вашей мастерской, кто чем занимается? 
- Я к гончарному кругу по-прежнему не подхожу, на нём работает муж. Это дело непростое и технически, и физически: требуется сила. На мне ручная лепка, декорирование Серёжиных изделий, частично раскрашивание, глазурование и продвижение продукта. 
- Сколько времени уходит на создание одного изделия? 
- Несколько дней. Сначала сушишь, потом сутки в печи, раскрашиваешь, покрываешь глазурью, опять в печь. Если золото используется, процесс ещё затягивается. Многие думают, что керамика такое размеренное, одухотворённое занятие: сидишь себе под музыку лепишь, творишь… Так было, когда начинали, но сегодня это непростой и чёткий технологический процесс, работа, которой мы занимаемся каждый день, а иногда и ночами. Сейчас горячее время, к выставкам новогодним готовимся, из мастерской выходим редко. Есть договорённости, обязательства перед магазинами, мы не можем людей подвести. Времени не хватает, приходится от чего-то отказываться. Например, пока не удаётся делать плитку, а именно этим Сергей изначально хотел заниматься. Периодически прекращаем брать частные заказы. 
- Сегодня многие пытаются делать что-то своими руками, но не всегда на это находится покупатель. Что бы вы посоветовали, как следует продвигать своё творчество? 
- Заявлять о себе на всевозможных интернет-платформах. Активно участвовать в выставках. На них бывают люди, которые занимаются реализацией таких товаров, декораторы, возможно, кто-то вас заметит, заинтересуется. На выставках видишь, что делают другие, как тебя оценивают коллеги и потенциальных покупателей. Очень важен взгляд посторонних, не только друзей и родных, которые, как правило, всем восхищаются. Иные мастера занимаются самолюбованием, считают, что делают шедевры, но, если их никто не берёт, есть повод задуматься: так ли это, туда ли ты идёшь? У нас был показательный случай: на первую выставку повезли чашки тёмно-синего цвета. Я и сейчас считаю, что они совершенство. Но тогда белые продали, а синие остались, не берут, видимо, не вписываются они в наши традиционные интерьеры. И что, надо было продолжать упорно их делать только потому, что нам нравится? Мы работаем, чтобы приносить людям радость, и их мнение первостепенно. 
- Планы на будущее? 
- Сейчас мы на распутье. Не успеваем. Либо надо кого-то учить и брать в мастерскую, либо работать только на конкретных заказчиков. А ещё хотелось бы свой магазинчик. Вот Новый год переживём, на все выставки съездим и крепко подумаем, что делать дальше.