Жигулевский рабочий

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная


Война перед глазами

Email Печать PDF

Тяжёлые испытания заставляли быстро взрослеть

Воспоминания о Великой Отечественной войне и о нашей Великой Победе вызывают дрожь всего тела за тех воинов, которые не вернулись живыми с полей сражений, отстаивая и защищая любимую Родину, каждую пядь священной земли, залитой кровью, свои семьи, жён, детей и стариков.
Мне пришлось пережить не только варварские бомбёжки нашей железнодорожной станции «Новохоперск» Воронежской области. Её бомбили по чёткому графику: два раза в сутки, с 7 часов утра до 11 часов дня и с 7 часов вечера до 11 часов ночи. После бомбёжек самолёты улетали на отдых, дозаправку и загрузиться бомбами на очередную бомбардировку. Главная задача врага - не допустить пропуск эшелонов с военным оборудованием на Воронежский и Южный фронты, а с фронтов эшелоны с тяжело раненными бойцами вглубь страны, в том числе и в госпиталь г. Куйбышева.
Недалеко от станции в лесозащитной полосе стояло семь вагонов - теплушек со строительным железнодорожным батальоном. В промежутке между бомбёжками восстанавливали повреждённые пути.
Мы, подростки в возрасте 10 - 11 лет, прибегали к солдатам, оказывали посильную помощь. Собирали разбросанные от бомбёжек костыли и подушки для крепления рельс и даже неповреждённые шпалы. Солдаты давали нам по четвертушке хлеба, его мы бегом уносили домой. Ослабленная, опухшая от голода мама этот кусочек хлеба крошила в чашку, немного солила, заливала водой и кормила малышей, а сама только ложку оближет. Нас было четверо детей. Во время бомбёжек мы прятались в погреб.


В это опасное для жизни время всех паровозников и осмотрщиков вагонов вызвали в поселковый совет и в присутствии областного представителя из военкомата вручили военные билеты. Они переходили в подчинение железнодорожных войск. Папа работал на паровозе кочегаром. Расставаясь с нами, он обнял меня и наказал быть хозяином, во всех делах помогать маме. И вот всю войну мне пришлось замещать отца: рыть окопы для спасения во время бомбёжек, запасать к зиме дрова и уголь, добывать пропитание. Очень по-родительски нас выручали раненые бойцы. В солдатских котелках разогревали во время стоянки прессованные пайки и делились с нами, ребятишками. Прямо из котелка выливали нам в солдатские пилотки почти половину содержимого, а мы скорее несли это домой и опять же маме в руки, а она уже кормила понемногу малышей.
С наступлением зимы при очередных налётах бомбардировщиков мы все прятались под кроватью.
После разгрома немецких войск пришёл великий праздник Победы.
Народ вздохнул, ликовал, все плакали от радости или печали. По окончании войны паровозников освободили от воинской службы. Многие вернулись к своим семьям. Вернулся и наш папа. Мама при виде отца стала терять сознание. Он положил её на кровать и спросил: «А где дети?» Она ему тихо, тихо как могла, прошептала: «Спасибо Шурику, он где-то в сарайке». Я складывал дрова. Папа увидел меня, обнял, прижал к себе, да так крепко, что мне стало и больно и плохо. Он меня отпустил и бросился к малышам, чтобы увидеть их и успокоиться, что они живые. Обнимал их, целовал и снова пошёл к маме, черпачком зачерпнул свежей водицы из бочки, которую я привёз на тележке из колодца.
Вскоре начала работать школа. Окончил девять классов. С другом поехали в город Борисоглебск поступать в лесной техникум. Окончил его по специальности «техник-механик лесного хозяйства» и был направлен по сталинскому плану преобразования природы 1948 года на Обливскую лесозащитную станцию Ростовской области.
Пришлось работать недолго, но было интересно. Мне вручили извещение явиться в военкомат. Военком предложил мне учиться и тут же дал направление в Ростовское военно-инженерное училище, которое я окончил успешно. Молодого офицера направили служить в Куйбышев, а затем в отдельный батальон в г. Жигулёвске на строительство ГЭС. Проработал почти три года начальником смены большого бетонного завода, солдаты были рабочими. В 1956 году Хрущёв сократил Вооружённые силы на 1 млн 200 тыс. человек. Это как раз отдельный корпус, который строил первое окружное дорожное кольцо вокруг Москвы. Наш батальон был частью этого корпуса. Уволенный в запас, поступил работать на построенную ГЭС. В начале машинистом турбин, потом дежурным механиком, затем начальником смены. Учился в вечернем институте. Меня перевели ведущим дежурным инженером ГЭС на центральный пульт управления. Через четыре года первый директор ГЭС А.К. Рябошапко назначил меня своим заместителем. На этой должности я проработал до пенсии.
С супругой Валентиной Ивановной вырастили двух дочерей, внуков, родились правнуки. С детства мы приучали наших девочек к труду, всей семьёй работали на даче. Они отлично учились в школе и в институтах. Вместе мы прожили много мирных лет, и это самое ценное, что может быть на Земле.

 

Баннер

Яндекс.Метрика
Сайт создан при подержке сайта Жигулевска