Тема урока: стимулирующие субсидии

10.05.2017 15:24 Е. ГУРАЕВСКАЯ
Печать
Нравится

Система стимулирующих субсидий введена в рамках реализации послания губернатора Н.И. Меркушкина с 2013 года.
Размер субсидии зависит от выполнения определённого набора социально-экономических показателей. Главная цель нововведения - повышение эффективности муниципального управления и ответственности муниципальных органов власти всех уровней, предпринимателей и населения за конечные результаты развития своей территории. Этой теме была посвящена очередная "Школа редакторов» в правительстве Самарской области. За три года семинары для журналистов, редакторов и пресс-служб позволили встретиться со специалистами практически всех региональных министерств и ведомств  и обсудить самые злободневные вопросы.
На этот раз перед собравшимися выступили руководитель управления социально-экономического развития территорий министерства экономического развития Е.В. Цыганова и её коллеги из управления финансами А.В. Александров и С.В. Киселев.
Стимулирующие субсидии дополнили перечень межбюджетных трансфертов и предусматривают выделение средств из областного бюджета для софинансирования вопросов местного значения.
Размер субсидии зависит от выполнения установленных показателей. Для городских округов их девять: объём отгруженных товаров промышленного производства; уровень заработной платы, численность безработных , поступления в местных бюджет, оборот розничной торговли, эффективность муниципального земельного контроля, площадь введённого в эксплуатацию жилья, степень обеспеченности приборами учёта, объём внебюджетных инвестиций в основной капитал. Для муниципальных районов сюда добавляются показатели по развитию сельского хозяйства: закупки молока и скота, поголовье коров, производство молока и мяса, сбор зерна.
Система стимулирующих субсидий достаточно мобильна, и перечень требований меняется в зависимости от целей и задач. Так в 2016 году в соответствии с посланием губернатора появилась строка «Эффективность земельного контроля», в 2017 году установлены три новых показателя: уровень задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт; долг предприятий ЖКХ за потребленные топливно-энергетические ресурсы; собираемость имущественных налогов, зачисляемых в местный бюджет. Одновременно исключили показатели по закупкам молока, скота и птицы; обеспечению приборами учёта.
Согласование прогнозных значений на очередной финансовый год стартует 25 сентября. Задача министерства, чтобы они были напряжёнными и обеспечивали динамику развития. По инициативе муниципалитета задания можно понизить или повысить.
Итоги выполнения показателей ежемесячно представляются в министерство экономического развития. Они находятся в свободном доступе на ведомственном сайте и любой может с ними ознакомиться. Установлена доля влияния каждого показателя на конечный результат. Поэтому у муниципалитета есть возможность, к примеру, сосредоточить внимание на тяжеловесах и перекрыть недовыполнение по другим показателям, чтобы приблизиться к субсидии, на которую рассчитывали.
Прозвучали суммы, израсходованные из областного бюджета на стимулирующие субсидии. В 2013 году - 2,7 млрд руб., в 2014 - 4,1 млрд руб., в 2015 году - 3,8 млрд руб.; в 2016 - 3,7 млрд руб., на 2017 год предусмотрено 3,1 млрд рублей. Сокращение объёма финансирования специалисты не связывают с экономическим кризисом. Определённые средства перераспределяют по другим направлениям. С 1999 года существует фонд поддержки на дотации и выравнивание, а стимулирующие субсидии появились в дополнение к этой форме поддержки.
По итогам 2016 года в лидерах по выполнению показателей оказались Сызрань, Отрадный, Новокуйбышевск, в январе текущего года отличились Жигулёвск, Самара, Чапаевск.  Сейчас самая большая доля влияния приходится на поступления в бюджет собственных доходов, тянет назад неэффективный земельный контроль. Годовые итоги могут выправить результаты, даже если наблюдалось текущее отставание по ряду показателей.
«Мы работаем в системе стимулирующих субсидий пятый год, видим, как повышается заинтересованность муниципалитетов в результатах своей работы в условиях, когда бюджеты всех уровней сильно сжимаются, - отметил А.В. Александров, руководитель управления региональных межбюджетных отношений министерства управления финансами. - Главная наша цель - мотивация муниципалитетов к достижению лучших результатов, что в целом влияет на развитие региона».
Особое внимание на семинаре уделили теневому обороту алкогольной продукции. По статистике в Самарской области за последние несколько лет в 2 - 3 раза сократилось потребление легального алкоголя. За минувший год изъято 29 тысяч декалитров незаконной алкогольной продукции, тысячи людей пострадали от сомнительных напитков. Пресечена деятельность семи подпольных цехов по розливу несертифицированного алкоголя, закрыты 45 «левых» складов.
Нелегальная алкогольная продукция представляет серьёзную угрозу здоровью людей и наносит ущерб доходной части бюджета.
С 1 января 2017 года существенно изменился порядок исчисления акцизов на крепкую алкогольную продукцию. Теперь размер их поступлений в региональные бюджеты зависит от объёмов производства этой продукции и уровня её потребления, который учитывается в единой государственной автоматизированной информационной системе. Министерством финансов Самарской области разработана схема стимулирования муниципальных образований, исходя из эффективности работы по включению в единую информационную систему. Учитываются не только объёмы легальной продукции, но и количество выявленных нарушений. Это сделано не только в целях пополнения бюджетов. В первую очередь, речь идёт о безопасности людей, и журналистов призвали разъяснять это на страницах изданий.