«Недавно, в день выборов, я шёл по аллее к школе. Позади женщина с мальчишкой, первый-второй класс. Идут голосовать. Слышу, она громко и с неприязнью объясняет сыну: «Помнишь, я тебе говорила: не будешь читать, заниматься, слушаться, попадёшь во второй интернат. Это и есть интернат». Ничего я ей не сказал, только подумал: «Счастье ваше, что с ребёнком всё хорошо, но интернат не то место, которым надо пугать детей».
Эту историю рассказал директор жигулёвской школы-интерната № 2 А.Р. Будинец. 7 октября учреждение празднует юбилей. Пятьдесят пять лет здесь учат особых детей, помогая им поверить в себя.
Сегодня жигулёвская школа-интернат № 2 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - самое большое коррекционное учреждение в регионе. В его составе структурное подразделение в Жигулёвске (бывшая школа № 5), а также филиал в Сызрани. Всего свыше 785 детей. В этом году набрали восемь первых классов, как никогда много. Эти цифры не радуют, они показатель - детей, имеющих проблемы со здоровьем, не становится меньше. С другой стороны, очень важно, что подобные учреждения удаётся сохранить. Об инклюзивном образовании сегодня говорят много, но реально пока не совсем созданы условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями здоровья учиться в массовых школах.
- Достаточно примеров, когда родители таких детей, получив от государства право самим делать выбор, записывают их в школу по месту жительства. Но спустя время оказывается, что ребёнку там некомфортно, он не усваивает программу, и они приходят к нам, - говорит Андрей Романович. - Мало установить пандусы и подъёмники, важно уметь работать с такими детьми. В коррекционной педагогике остро стоит проблема с методическим обеспечением. Этим вопросом плотно занимается Ирина Магомедовна Бгажнокова, под её руководством выпускается специальная литература, а методики отрабатываются здесь, в школе-интернате № 2. Уже несколько лет мы являемся региональной опытно-экспериментальной площадкой. На нашей базе проходят обучение педагоги как коррекционных, так и общеобразовательных школ, которым теперь придётся работать также с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
У директора свой взгляд на инклюзивное образование. Не один год работая с особенными детьми, он, как никто другой, понимает, что в обычной школе большинство из них учиться не смогут: не готовы учителя, не готовы дети. «Мы создаём для своих воспитанников тепличные условия, но иначе не получается. С этого учебного года коррекционные школы начали освоение федерального государственного стандарта, и всё же у нас иные критерии. С некоторых пор наши дети также проходят государственную итоговую аттестацию, и, чтобы они выдержали экзамен, им преподают не так, как в обычных школах».
В интернате созданы все условия для предпрофессиональной подготовки. Здесь, когда в образовательных учреждениях стали закрывать мастерские, швейные цеха, а учеников ограждать от любой трудовой деятельности, не спешили и сохранили всё, чтобы учить ребят профессии. Интересен труд озеленителей, садоводов - пожалуйста, теплица и огромный школьный парк, уход за которым - забота учеников. Есть столярная и плотницкая мастерские, великолепный кабинет домоводства, есть возможность учить ребят на каменщиков. В интернате большой автопарк, и одна из задумок директора - организовать на его базе кружок автодела.
Кстати, о задумках. Создание школьного парка - эта одна из возможностей социализации воспитанников. Школа не стала закрываться от соседей - жителей близлежащих многоэтажек. Пустила их на свою территорию, приучив не мусорить, не разрушать то, что создано. Ученики интерната общаются с местными детьми, так воспитывается толерантность и формируется позитивное отношение к школе.
Вопреки словам родительницы, о которой говорилось выше, в интернат сегодня не так просто попасть. Раньше сюда активно переводили детей соцпедзапущенных. «Но, позвольте, кто их запустил? - говорит директор. - Почему мы должны исправлять чужие ошибки? Наше учреждение не для «детей с задней парты», а для тех, кто реально имеет проблемы со здоровьем».
Чтобы работать с ними, необходимы знания, а ещё умение понять, что ребёнок не виноват в своих проблемах, и принять его. Внимание, забота, заинтересованность, терпение, такт - всё это в школе-интернате необходимо вдвойне. Интернат должен быть для детей домом. Тёплым домом. Здесь его удалось создать. «Я горжусь нашей школой, тем, что сделали и продолжаем делать, горжусь своими педагогами, работниками, - сказал Андрей Романович. - Всё, что удалось, это благодаря им. Они готовы реализовывать самые разные идеи. Несколько лет назад мы открыли социальную гостиную. «Вытащили» детей-колясочников из квартир. На транспорте интерната привозили их сначала один раз в неделю, чтобы просто могли пообщаться друг с другом, потом - два, а теперь они учатся в школе по графику. Мы начинали эту работу по собственной инициативе, а теперь в стране принята соответствующая программа, направленная на создание условий для детей-колясочников. Из недавно созданного - комната эмоциональной разгрузки. Здесь принимают логопед и психолог, а в специально оборудованной комнате под тихую музыку дети могут расслабиться, понизить уровень тревожности, возбудимости».
Пятьдесят пять лет - повод в очередной раз оглянуться, проанализировать то, что сделано, наметить планы. Вспомнить тех, кто отдал школе многие годы и многое сделал для её развития. Сказать слова благодарности тем, кто трудится здесь сейчас. Всё это будет на «звёздном юбилее». Седьмого октября школа отметит его дружной семьёй.