Жигулевский рабочий

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная


У каждого человека много талантов

Email Печать PDF

Три года назад в Жигулёвске начала работать общественная организация «Салам» - отделение тольяттинской Чувашской национально-культурной автономии. Как она появилась, чем занимается и какие обычаи есть у чувашского народа - обо всём этом рассказали Г.А. Сандрейкина, председатель ЧНКА, и её активные участники – В.А. Дмитриев и (имя третьей участницы?)

Чем наполнить душу

Г.А. Сандрейкина:
- Я родилась в интересном месте - деревне Старые Чукалы на границе Чувашской республики, Татарстана и Ульяновской области. Поэтому с детства было привычно общаться с людьми разных национальностей. И конечно, родную чувашскую культуру я впитала в себя. Потом, правда, жизнь изменилась: уехала в Тольятти, надо было зарабатывать деньги. Но довольно быстро мне стало как-то тесно жить только таким интересом, стала искать, чем наполнить душу. В Тольятти уже тогда, в 80-е годы, была чувашская национальная автономия, и я нашла это место для себя. Стала участвовать в жизни организации, петь в ансамбле. Вместе мы ездили в Чувашскую республику и в Тольятти проводили национальные праздники.
Потом я переехала в Жигулёвск. Здесь чувашей как будто вообще и не было - а всё потому, что у многих из нас такая национальная черта характера, что называется, «не высовываться». Только моя подруга, художница В.К. Дёмина, которой теперь уже нет с нами, всё время говорила, что надо создавать в Жигулёвске национальную автономию. Как раз в это время по инициативе М.Б. Расулова появилась татарская автономия, а за ней и мордовская. Марата Борисовича можно считать нашим «крёстным» – он начал работу в городе по созданию национальных автономий, привлёк к ней неравнодушных людей. И наконец мы тоже в неё включились. В марте 2013 года прошло собрание в городском Дворце культуры, из Тольятти приехал чувашский ансамбль, в котором я выступала. Сейчас официально жигулёвская организация считается отделением чувашской национально-культурной автономии Тольятти и Ставропольского района. Меня выбрали председателем.

 

В.А. Дмитриев:
- В 90-х годах первая волна чувашского национального движения в городе всё-таки была. Нас, земляков (хамар ял, по-чувашски) собирал А.П. Глухов. Но какой-то активной работы, действительно, не велось до тех пор, пока автономию не возглавила Галина Антоновна.
И, кстати, ещё про ту самую нашу «национальную черту» – да, она действительно есть, но я вот её никогда не разделял: в школе и в институте всегда сидел на первой парте, задавал вопросы. И теперь стараюсь быть активным.

Великий народ

Г.А. Сандрейкина:
- Недавно в Тольятти привозили из Чебоксар документально-художественный фильм о чувашах, он называется «История великого народа». После просмотра было обсуждение. Мне идея фильма понравилась. Главный акцент сделан на происхождении чувашей. Я этим вопросом давно интересуюсь, читаю книги о тюркских народах, и версия, высказанная в фильме, мне близка. Идея в том, что большая масса людей из Алтайской земли пошла на запад. Вёл их Аттила, чьё имя можно перевести как «отец народа». У него было несколько сыновей, и постепенно каждый сын со своими подданными уходили в разные места - кто в сторону Чёрного моря, кто в сторону современной Болгарии, кто вверх по Волге - тут как раз и образовалась Волжская Булгария. Часть булгар впоследствии приняли мусульманство – это предки татар, часть не приняли - это предки чувашей.

Праздники и обычаи

Г.А. Сандрейкина:
- Культура наша очень интересная. Например, в узорах на национальных костюмах много фольклорных мотивов. На праздниках часто бывало, что люди, которые занимаются исследованиями, эти узоры срисовывали. В каждом из шестнадцати районов Чувашской республики костюмы разные, иногда совершенно непохожие.

(3-я участница):
- Например, в нашем районе платье было белое. Женщина сама ткала материю, шила платье. Но домотканое полотно не чисто белое, поэтому, чтобы отбелить, весной платье выносили на снег. Верхний слой снега убирали, клали платье – и постепенно цвет становился совершенно белый. Потом крючком вязали кружевные оборки и пришивали к платью. Платье моей мамы именно такое, но на мой рост коротко. Хочу для выступлений сшить такое же.

Г.А. Сандрейкина:
– Чуваши всегда были связаны с природой. И это правильно, ведь человек – часть природы, как природа меняется, так и человек должен меняться. Все праздники соотносились с временами года, с полевыми работами. Например, праздник весеннего сева – Акатуй. Название его складывается из двух слов – «свадьба» и «праздник», слово «туй» у всех тюркских народов означает «праздник». То есть посев семян в землю сравнивался со «свадьбой» земли. И также в этот день люди возносили хвалу природе и своему труду. По обычаю, только после этого праздника и до Троицы, которая по-чувашски называется Симек, женщинам в танце было разрешено притопывать, в остальное время они двигались только скользящими шагами, примерно как в грузинских танцах.

В.А. Дмитриев:
– В советское время традиция весенних гуляний в Чувашии сохранялась, только называли праздник на новый лад «маёвкой».

(3-я участница):
– Я помню, как в нашей деревне отмечали Симек. Это праздник, посвящённый поминовению усопших. После обеда все шли на кладбище. Потом возвращались домой, и если в дом приходили гости, их обязательно угощали – это считалось хорошо, вместе помянуть родных. А ночью, когда совсем стемнеет, остатки еды выносили на улицу, где стоял специально для этой цели столб, и клали к подножию столба. Мы, дети, спрашивали взрослых – зачем? Нам объясняли, что это подношение усопшим. Помню, по утрам около этого столба ничего уже не было. В Чувашской республике до сих пор можно увидеть похожие столбы, возле которых люди оставляют приношения.
Ночью на Симек и взрослые, и дети шли в лес. Разводили костёр, и самые смелые через него прыгали - считалось, это принесёт удачу. Потом водили хороводы, пели песни.
Из леса возвращались в четыре, в пять утра. По дороге набирали берёзовых веток и вставляли в окна с уличной стороны. Когда выгоняли на пастбище коров, они шли по улице и  срывали эти ветки.

Г.А. Сандрейкина:
- Мне вспоминается, как у нас на Троицу водили хороводы. Молодёжь из двух деревень собиралась. Песни и частушки были особенные, именно для этого дня. Парни девушки присматривались друг к другу. Парни вырезали узоры на древесных прутьях, клали их в костёр, снимали кору – получалось очень красиво, такой подарок дарили понравившейся девушке. После этого начинались кулачные бои. Со стороны могло показаться - драка, но это был способ показать силу своего духа. 
Ещё был у нас обычай проводов в армию. Девушки дарили парням полотенца, связанные крючком. Пелись особые рекрутские песни – но женщинам их петь было нельзя, считалось, к войне. Я сейчас хочу записать слова этих песен, сохранить их.

«Асамат» – значит «радуга»

Г.А. Сандрейкина:
– У каждого человека много талантов. Просто иногда он сам не знает, где они спрятаны. А в нашей организации люди как раз свои таланты могут проявить. И конечно, хочется сохранить национальную культуру, язык. Чтобы мы, чуваши, не попали в Красную книгу.
Жигулёвский чувашский ансамбль мы назвали «Асамат» – по-чувашски это значит «радуга». Специально выбрали такое слово, чтобы и по-чувашски, и по-русски писалось одинаково, потому что есть в нашем алфавите буквы, которых в русском нет. А сама организация называется «Салам» – это приветствие, общее для всех тюркских народов.
Разучиваем песни, танцы. Например, последний наш танец называется «Заслонка». Почему? В деревнях раньше далеко не во всех домах были музыкальные инструменты. Поэтому на праздники устраивали шумовые оркестры. И обычная печная заслонка – это был первый инструмент. Вот и у нас танец с заслонкой, её нам для выступления специально сделали. Исполняли этот танец на празднике «Жигулёвская матрёшка», фестивале «Волга – возвращение к истокам». В прошлом году на этом фестивале мы только представляли чувашскую культуру – привезли печатные материалы, блюда национальной кухни. А в этом решили выступить. 
Наше «рабочее место» – кабинет в Жигулёвском дворце культуры, который мы делим с мордовской национальной автономией. Это очень хорошие соседи, мы с ними дружим.
Три раза в неделю проходят встречи. Приходит, конечно, больше старшее поколение. Из молодёжи многие настолько ассимилировались в российское пространство, что своих истоков не помнят.

В.А. Дмитриев:
– Моей маме 89 лет, и она до сих пор в меру сил участвует в жизни автономии. Чему я очень рад: мне всегда хотелось, чтобы мама была в национальной среде, которая для неё родная и привычная. А по поводу молодёжи хочу сказать, что моя внучка знает несколько пословиц на чувашском языке. И в школе, когда был урок на тему дружбы народов, она надевала чувашский народный костюм и представляла нашу культуру. 

Планы

Г.А. Сандрейкина:
- Во-первых, хочется созвать к нам побольше людей. До сих пор многие не знают, что в Жигулёвске есть чувашская организация.
Обязательно будем участвовать во всех культурных мероприятиях города, постараемся выезжать и на областные праздники, которые проводят тольяттинская и самарская автономии. Конечно, сотрудничество с другими национальными организациями обязательно – надо дружить и помогать друг другу.
Есть планы поучаствовать в конкурсах на гранты. Был такой опыт в Тольятти, полученные средства помогли приобрести сценические костюмы и инструменты. Конечно, не отказались бы мы и от финансовой поддержки от заинтересованных людей. Пусть они участвуют в жизни организации, мы бы это только приветствовали. Среди нас есть пожилые люди, которым уже около 80 лет - им тяжело, например, в жару добираться на автобусе до Зольного, чтобы выступить на празднике. Поэтому помощи будем рады.
Подготовила А. ЖЕЛЕЗНЯКОВА

 

 

Баннер

Яндекс.Метрика
Сайт создан при подержке сайта Жигулевска