Жигулевский рабочий

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная


Куклы так похожи на людей

Email Печать PDF

В этом году в Европе наблюдается небывалый всплеск интереса к театрам кукол. Спектакли ставятся как для взрослой, так и для детской аудитории. Как же возникло это так востребованное сегодня искусство?
В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Кукла олицетворяла божества и использовалась в религиозных обрядах. В некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Ей рисовали глаза и рот, нарекали определённым именем. Неизвестно, когда же возник кукольный театр, однако точно известно, что он зародился из обрядов. Театр кукол всегда очень ценился, кукольник считался подобием Творца, а театр - подобием Мира.
Из чего только не изготавливали кукол! Они были деревянными, тряпичными, глиняными, гипсовыми. Существовало два способа демонстрации публике кукольного мира: посредством ящика с перегородкой посередине и отсутствующей передней планкой и короба с проделанными в верхней или нижней стенке отверстиями, выпускающими на волю персонажей инсценировки. Первый вид пользовался популярностью преимущественно в домашних условиях для семейных развлечений, а второй являлся средством заработка бродячих кукольников. Знаменитые на весь мир марионетки применялись христианами в качестве героев сценок на тему нравственности и морали. Название «марионетка» означает «кукла Мария», в честь Девы Марии, образ которой был также воплощён в фигурке на ниточках. Современный театр марионеток необычайно сложен. Есть куклы, для управления которыми требуется 36 ниток.


Всемирно известны куклы разных стран: Полишинель, Панч, Пульчинелла, Пьеро, Коломбина, Петрушка. Во все времена могучая сила театра оценивалась как политическое оружие. То, что не получалось у министров, легко удавалось народным любимцам. Куклы высмеивали непопулярных политических деятелей, чиновников, стражей закона. А вот политическая частушка, исполняемая в революционной России балаганным Петрушкой: «Пароход идёт, волны кольцами - будем рыбу кормить добровольцами!» Таким образом, театр играет свою роль не только в художественной, эстетической и развлекательной сфере, но и в политической жизни страны.
На сегодняшний день в России около ста театров кукол. Они действуют в столице и больших мегаполисах, крупных и малых городах. Нашему городу повезло, у нас в здании «Жигулёвского дворца культуры» работает театр кукол «Дюймовочка». Свой театр, который несколько раз в сезон выдаёт премьерные спектакли. Новый спектакль - это не только огромный творческий, эмоциональный и интеллектуальный труд, но и большие материальные вложения. Во всём мире театры кукол дотационны, так как частные театры не могут окупить свои затраты, государство обязуется помогать им материально.
Далеко не в каждом малом городе есть свой театр кукол, у нас же он работает уже много лет. Создатели театра Геннадий Никитович и Нина Ивановна Гипиковы - творческие люди, которые прошли большой путь становления в искусстве.
Театральная жизнь этой супружеской пары началась 1 сентября 1967 года в Оренбургском областном театре кукол, после окончания государственной театральной студии под руководством народного артиста РСФСР Романа Борисовича Ренца. Там они проработали двадцать лет. В 1987 году Ренц пригласил актёров в Тольяттинский театр кукол «Пилигрим», который был филиалом Самарского областного театра кукол, где Геннадий Никитович Гипиков занял должность заместителя директора, а Нина Ивановна - актрисы. Прослужив в театре кукол три года, они получили приглашение в театр-студию ВАЗа, где формировались две труппы актёров: для театра драмы и тетра кукол. Возглавил созданный театр кукол Геннадий Никитович. Таким образом, в октябре 1990 года был создан профессиональный театр кукол «Дюймовочка», который сейчас и работает в нашем городе. В 2014 году коллектив влились новые силы Антон Сорочинский, Максим Гипиков. Прекрасно зарекомендовал себя театр при подготовке к губернскому фестивалю самодеятельного народного творчества «Рождённые в сердце России». Петрушка в исполнении Антона Сорочинского так понравился жюри, что этот номер был выбран на заключительный гала-концерт, который с блеском прошёл в феврале на сцене Самарского театра оперы и балета.
 Сегодня театр переживает не самые лёгкие времена. Меньше стали приводить детей на спектакли жители нашего города. Что это: экономические трудности или непонимание важности театра в формировании детского мировоззрения? Так и хочется процитировать столь популярные сегодня слова Шарикова из известного произведения Михаила Булгакова «Собачье сердце»: «Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Да её вовсе и не существует». Таким образом, разруха существует не в экономике, а в головах.
Театр «Дюймовочка» ждёт своего зрителя, твёрдо веря, что «жизнь без труда - воровство, жизнь без искусства - варварство».
 


 
 

 


 

 

Баннер

Яндекс.Метрика
Сайт создан при подержке сайта Жигулевска