Жигулевский рабочий

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная


Хранитель русского языка

Email Печать PDF
22 сентября – день рождения известного учёного-лингвиста, лексикографа С. И. Ожегова.
Сергей Иванович родился в 1900 году в посёлке Каменное Тверской губернии. Был старшим из трёх братьев. В Санкт-Петербурге, куда семья переехала, окончил гимназию и поступил в университет на филологический факультет. Началась Первая мировая – учёбу пришлось прервать, Сергея призвали на фронт. В 1922 году Ожегов завершил военную службу и вернулся к занятиям, был рекомендован для поступления в аспирантуру, успешно покорил и эту вершину в 1929 году.
О времени обучения всегда вспоминал с благодарностью, отмечал особую атмосферу творческого подъёма, энтузиазма, объединившую студентов, влюблённых в науку о красоте слова.
1936 год – переезд в Москву, период преподавания в столичных вузах. Во время Великой Отечественной войны не эвакуировался, но остался работать на кафедре языкознания. С 1952 года – основатель и первый заведующий сектором культуры речи Института русского языка АН СССР, редактор орфографических словарей и словарей-справочников, основатель сборников «Вопросы культуры речи». По инициативе Сергея Ивановича в 1958 году создана справочная служба, отвечающая на запросы организаций и частных лиц о нормах литературного языка.
За выдающиеся заслуги в области филологии, просветительскую деятельность, большое количество изданных монографий, обзоров по теме правильности русской речи Ожегову присвоена учёная степень доктора филологических наук в 1958 году.
Одним из главных трудов лингвиста стал однотомный толковый словарь русского языка, вышедший в свет в 1949 году. Словарь с исправлениями и обновлениями неоднократно переиздавался, фиксируя изменения, происходящие в языке. Слова и фразеологизмы, относящиеся к общеупотребительной лексике, тщательно выверены, для каждого подготовлена словарная статья с объяснением значения, указанием характеристики, примеров употребления, стилистической принадлежности, сведений о сочетаемости, правилах написания и произношения.
Словарь Ожегова (фамилию произносим с ударением на первый слог) – настольная книга филологов, юных дарований с пытливым умом, предпочитающих освоение гуманитарных дисциплин, а также любого читателя, хорошо владеющего родным языком, желающего уточнить либо дополнить свои знания.
Без грандиозного исследования, совершённого под руководством Сергея Ивановича, не обходится ни один урок словесности в школе. Мы учим детей размышлять, находить решения для выполнения поставленной задачи, осуществления поисковой деятельности. Ученики узнают о способах упорядочивания, расположения по алфавиту, о важности следования нормам литературного языка, о существовании многозначных слов, о вариативности толкования. Происходит знакомство с оригинальными превращениями слова, наблюдение за его жизнью, иногда весьма выразительной и любопытной.
Казалось бы, понятная всем лексема «сердце». Открываем страничку «на букву С» и выясняем: есть четыре значения, к каждому из которых подобрана «развёрнутая история» о буквальном и переносном значениях, об оценке – с пометами «ласковое», «пренебрежительное», «разговорное», «гневное». А какие фразеологизмы изумительные представлены! Положа руку на сердце. Сердце не камень. Принять близко к сердцу. Вырвать из сердца. Хвататься за сердце. От сердца отлегло. Сказать в сердцах. Одним словом, сердце радуется, когда видишь такой обстоятельный, доскональный анализ.
Вспомнила разговор с одной умненькой девочкой. Она перешла в десятый класс другой школы, но, по-прежнему доверяя, по привычке обратилась ко мне. Спрашивала, однозначное ли слово «человек». Заглянули вместе в словарь Ожегова. И приятно удивились. Нашли информацию о двух основных значениях с подробнейшими комментариями. И ещё наткнулись на производные «человеко-день» и «человеко-час» – пережили погружение в историю.
Старшеклассники, которые работают со словарями в системе, расширяют кругозор, отличаются начитанностью, грамотностью, умением точно и метко подтвердить своё мнение, возрази
Дата
Хранитель русского языка

22 сентября – день рождения известного учёного-лингвиста, лексикографа С. И. Ожегова.
Сергей Иванович родился в 1900 году в посёлке Каменное Тверской губернии. Был старшим из трёх братьев. В Санкт-Петербурге, куда семья переехала, окончил гимназию и поступил в университет на филологический факультет. Началась Первая мировая – учёбу пришлось прервать, Сергея призвали на фронт. В 1922 году Ожегов завершил военную службу и вернулся к занятиям, был рекомендован для поступления в аспирантуру, успешно покорил и эту вершину в 1929 году.
О времени обучения всегда вспоминал с благодарностью, отмечал особую атмосферу творческого подъёма, энтузиазма, объединившую студентов, влюблённых в науку о красоте слова.
1936 год – переезд в Москву, период преподавания в столичных вузах. Во время Великой Отечественной войны не эвакуировался, но остался работать на кафедре языкознания. С 1952 года – основатель и первый заведующий сектором культуры речи Института русского языка АН СССР, редактор орфографических словарей и словарей-справочников, основатель сборников «Вопросы культуры речи». По инициативе Сергея Ивановича в 1958 году создана справочная служба, отвечающая на запросы организаций и частных лиц о нормах литературного языка.
За выдающиеся заслуги в области филологии, просветительскую деятельность, большое количество изданных монографий, обзоров по теме правильности русской речи Ожегову присвоена учёная степень доктора филологических наук в 1958 году.
Одним из главных трудов лингвиста стал однотомный толковый словарь русского языка, вышедший в свет в 1949 году. Словарь с исправлениями и обновлениями неоднократно переиздавался, фиксируя изменения, происходящие в языке. Слова и фразеологизмы, относящиеся к общеупотребительной лексике, тщательно выверены, для каждого подготовлена словарная статья с объяснением значения, указанием характеристики, примеров употребления, стилистической принадлежности, сведений о сочетаемости, правилах написания и произношения.
Словарь Ожегова (фамилию произносим с ударением на первый слог) – настольная книга филологов, юных дарований с пытливым умом, предпочитающих освоение гуманитарных дисциплин, а также любого читателя, хорошо владеющего родным языком, желающего уточнить либо дополнить свои знания.
Без грандиозного исследования, совершённого под руководством Сергея Ивановича, не обходится ни один урок словесности в школе. Мы учим детей размышлять, находить решения для выполнения поставленной задачи, осуществления поисковой деятельности. Ученики узнают о способах упорядочивания, расположения по алфавиту, о важности следования нормам литературного языка, о существовании многозначных слов, о вариативности толкования. Происходит знакомство с оригинальными превращениями слова, наблюдение за его жизнью, иногда весьма выразительной и любопытной.
Казалось бы, понятная всем лексема «сердце». Открываем страничку «на букву С» и выясняем: есть четыре значения, к каждому из которых подобрана «развёрнутая история» о буквальном и переносном значениях, об оценке – с пометами «ласковое», «пренебрежительное», «разговорное», «гневное». А какие фразеологизмы изумительные представлены! Положа руку на сердце. Сердце не камень. Принять близко к сердцу. Вырвать из сердца. Хвататься за сердце. От сердца отлегло. Сказать в сердцах. Одним словом, сердце радуется, когда видишь такой обстоятельный, доскональный анализ.
Вспомнила разговор с одной умненькой девочкой. Она перешла в десятый класс другой школы, но, по-прежнему доверяя, по привычке обратилась ко мне. Спрашивала, однозначное ли слово «человек». Заглянули вместе в словарь Ожегова. И приятно удивились. Нашли информацию о двух основных значениях с подробнейшими комментариями. И ещё наткнулись на производные «человеко-день» и «человеко-час» – пережили погружение в историю.
Старшеклассники, которые работают со словарями в системе, расширяют кругозор, отличаются начитанностью, грамотностью, умением точно и метко подтвердить своё мнение, возразиДата
Хранитель русского языка

22 сентября – день рождения известного учёного-лингвиста, лексикографа С. И. Ожегова.
Сергей Иванович родился в 1900 году в посёлке Каменное Тверской губернии. Был старшим из трёх братьев. В Санкт-Петербурге, куда семья переехала, окончил гимназию и поступил в университет на филологический факультет. Началась Первая мировая – учёбу пришлось прервать, Сергея призвали на фронт. В 1922 году Ожегов завершил военную службу и вернулся к занятиям, был рекомендован для поступления в аспирантуру, успешно покорил и эту вершину в 1929 году.
О времени обучения всегда вспоминал с благодарностью, отмечал особую атмосферу творческого подъёма, энтузиазма, объединившую студентов, влюблённых в науку о красоте слова.
1936 год – переезд в Москву, период преподавания в столичных вузах. Во время Великой Отечественной войны не эвакуировался, но остался работать на кафедре языкознания. С 1952 года – основатель и первый заведующий сектором культуры речи Института русского языка АН СССР, редактор орфографических словарей и словарей-справочников, основатель сборников «Вопросы культуры речи». По инициативе Сергея Ивановича в 1958 году создана справочная служба, отвечающая на запросы организаций и частных лиц о нормах литературного языка.
За выдающиеся заслуги в области филологии, просветительскую деятельность, большое количество изданных монографий, обзоров по теме правильности русской речи Ожегову присвоена учёная степень доктора филологических наук в 1958 году.
Одним из главных трудов лингвиста стал однотомный толковый словарь русского языка, вышедший в свет в 1949 году. Словарь с исправлениями и обновлениями неоднократно переиздавался, фиксируя изменения, происходящие в языке. Слова и фразеологизмы, относящиеся к общеупотребительной лексике, тщательно выверены, для каждого подготовлена словарная статья с объяснением значения, указанием характеристики, примеров употребления, стилистической принадлежности, сведений о сочетаемости, правилах написания и произношения.
Словарь Ожегова (фамилию произносим с ударением на первый слог) – настольная книга филологов, юных дарований с пытливым умом, предпочитающих освоение гуманитарных дисциплин, а также любого читателя, хорошо владеющего родным языком, желающего уточнить либо дополнить свои знания.
Без грандиозного исследования, совершённого под руководством Сергея Ивановича, не обходится ни один урок словесности в школе. Мы учим детей размышлять, находить решения для выполнения поставленной задачи, осуществления поисковой деятельности. Ученики узнают о способах упорядочивания, расположения по алфавиту, о важности следования нормам литературного языка, о существовании многозначных слов, о вариативности толкования. Происходит знакомство с оригинальными превращениями слова, наблюдение за его жизнью, иногда весьма выразительной и любопытной.
Казалось бы, понятная всем лексема «сердце». Открываем страничку «на букву С» и выясняем: есть четыре значения, к каждому из которых подобрана «развёрнутая история» о буквальном и переносном значениях, об оценке – с пометами «ласковое», «пренебрежительное», «разговорное», «гневное». А какие фразеологизмы изумительные представлены! Положа руку на сердце. Сердце не камень. Принять близко к сердцу. Вырвать из сердца. Хвататься за сердце. От сердца отлегло. Сказать в сердцах. Одним словом, сердце радуется, когда видишь такой обстоятельный, доскональный анализ.
Вспомнила разговор с одной умненькой девочкой. Она перешла в десятый класс другой школы, но, по-прежнему доверяя, по привычке обратилась ко мне. Спрашивала, однозначное ли слово «человек». Заглянули вместе в словарь Ожегова. И приятно удивились. Нашли информацию о двух основных значениях с подробнейшими комментариями. И ещё наткнулись на производные «человеко-день» и «человеко-час» – пережили погружение в историю.
Старшеклассники, которые работают со словарями в системе, расширяют кругозор, отличаются начитанностью, грамотностью, умением точно и метко подтвердить своё мнение, возразить или убедить при помощи умело выстроенных синонимических рядов, крылатых выражений.
Спасибо


 

Баннер

Яндекс.Метрика
Сайт создан при подержке сайта Жигулевска