Жигулевский рабочий

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная


От мечты к мечте

Email Печать PDF


В историко-краеведческом музее «Самарская Лука» прошла встреча с экологом, краеведом, одним из создателей национального парка «Самарская Лука», кандидатом биологических наук Ю.К. Рощевским, посвящённая его 75-летнему юбилею.
С днём рождения Юрия Константиновича поздравили директор музея С.Г. Игошина, председатель думы Ю.В. Смеловский, начальник отдела культуры городской администрации Н.А. Шевченко, сотрудники национального парка «Самарская Лука», Жигулёвского заповедника и другие гости. Музыкальное сопровождение вечера - от дуэта В.А. Читаева и М.В. Шалдуги.
- Юрия Константиновича я узнала, окончив девятый класс, - рассказала старший научный сотрудник заповедника, орнитолог и ученица Ю.К. Рощевского Г.П. Лебедева. - Пришла в пединститут, где он преподавал, и сказала, что хочу изучать птиц. С этого всё и началось. Помню, выезжая на практику, мы завидовали териологам: они по вечерам играли в волейбол, а мы рано ложились спать: завтра вставать в четыре утра на утренний учёт птиц. Теперь орнитологи, которых подготовил Юрий Константинович, работают в разных уголках страны.
В продолжение вечера учёный ответил на вопросы о своей жизни и научной работе.
- Юрий Константинович, каким вы были в детстве?
- Помню, любил надевать на нос тёмные очки и спрашивать взрослых: «Я похож на профессора?» Но эту свою мечту до конца не осуществил, стал кандидатом наук, а профессором - силы воли не хватило.
- Как зародился ваш интерес к науке?
- Подростком мечтал быть уже не учёным, а композитором. Учился играть на скрипке, сочинял мелодии. Но потом интерес пропал. Я полюбил литературу о природе. Таких авторов, как Скребицкий, Бианки, Сетон-Томпсон. Захотел тоже стать писателем. Только и эта мечта оказалась недолгой. Наукой решил заниматься, когда стал студентом.
- Как вы начали проводить исследования?
- Поступив в вуз, планировал заняться химией, знал её просто назубок. Но быстро понял, что в химии уже почти всё изучено. Мне стало неинтересно. Занялся биологией, там неизвестного много. Выбрал орнитологию, начал в одиночку ездить в экспедиции. Много где побывал и, наконец, задумал поездку на север Якутии, на берег Северного Ледовитого океана. Долго копил деньги, подрабатывал. И осуществил мечту, увидел двух редчайших птиц: розовую чайку и журавля стерха.
И тогда у меня появилась теория, почему розовая чайка именно розовая. Никто из орнитологов этого не знал, а я понял. Цвет ей придают рачки, которыми она питается на зимовках. Получилось, чтобы видеть такие взаимосвязи, надо быть не орнитологом, а экологом, изучать взаимодействие живых организмов в экосистемах. Так и орнитология перестала быть для меня главным направлением, хотя к тому времени уже опубликовал много научных статей о птицах.    
Я стал изучать колониальное поведение крачек. Создал исследовательский отряд, с которым мы десять лет ездили в экспедиции, исследовали птичьи колонии. Я получил известность как этолог - специалист по поведению животных. 
Следующий этап - создание национального парка на Самарской Луке. И тут выяснилось, что для такой работы понимать только природные процессы - это тоже узко. Надо знать культуру территории. А науки, которая изучала бы и природу, и культуру, не существует. Что же, бросить всё? Нет. Я начал собирать местный фольклор, и это стало моим хобби. 
Вот так я предавал то одну свою мечту, то другую. Но, увлекаясь новым, писал научные работы на эту тему, надеюсь, это меня немного оправдывает. 



 

Баннер

Яндекс.Метрика
Сайт создан при подержке сайта Жигулевска