Жигулевский рабочий

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная


Плыви, венок, к папе моему Таисия Николаевна Афанасьева

Email Печать PDF
Воспоминания детей войны



У моего папы, Николая Николаевича Жукова, и мамы, Александры Григорьевны, было трое детей. Старшая дочь Лидия 1930 года рождения, сын Юрий 1936-го, я 1939-го. С нами жила бабушка Ольга, папина мама. 
Деревня Сычёвка Астрадамовского (ныне Сурского) района Ульяновской области, где жила наша семья, была небольшая, домов сто на начало войны.
 Сейчас её уже нет. Старшие жители деревни хорошо помнили моего папу, а я знаю о нём только со слов старших. Папа был мастер на все руки. Построил новый дом на берегу реки. В той местности две реки. Одна – Сура, вторая – Мордовская, так как текла со стороны Мордовии.
Я помню некоторые события лет с пяти-шести. Папа ушёл на войну. Помню слёзы матери, ожидание от него писем. Помню, что некоторым односельчанам с фронта присылали письма с фотографиями.
Мама работала дояркой. В нашей деревне были свинарник, телятник, конный двор. Земля плодородная, в колхозе сажали всё по разнарядке. Свой огород был 30 соток. Выращивали в основном картошку, свёклу, и был кусок земли под просо. Трудно было в то время. Собирали и ели съедобные растения, хлеб пекли с тёртой картошкой, лепёшки из берёзовых серёжек. 
Детей было много в деревне. Летом мы купались, зимой катались на коньках и играли в снежки. Весной собирали в поле гнилую картошку, из неё пекли вкусные лепёшки. До сих пор помню, когда начинали цвести одуванчики, мы плели венки, пускали по речке и каждый кричал: «Папе моему!».
В бывшей барской усадьбе в четырёх километрах от дома находилась школа-семилетка. Кто хотел учиться дальше, ходил за восемь километров в десятилетку. Сестра и брат окончили четыре класса и пошли работать на быках. Лошадей забрали на войну. Начиная с девятого класса все дети, у которых отцы не вернулись с войны, жили при школе, их кормило государство. 
Мама придёт с дойки и ночью со старшими идёт косить бурьян для коровы, овец, телёнка. Поросёнок у нас тоже был. Мы не голодали. В соседней деревне жили мамины родители. Они проводили на фронт троих сыновей, только один вернулся, а двое пропали без вести. Папа тоже пропал без вести. Мы ещё получали небольшое пособие. 
В 1952 году молодёжь стала уезжать из деревни на строительство Волжской ГЭС. Сестра тоже уехала в Жигулёвск. Брат окончил в Ульяновске школу фабрично-заводского обучения, затем курсы трактористов и работал на тракторе. Потом армия, служил в ВДВ. После армии он с женой уехал в Братск. 
Я окончила школу, переехала в Жигулёвск к сестре, устроилась на завод «Энергореммаш». Позже и брат приехал, работал на ремзаводе электросварщиком.
Получила комнату в восьмиквартирном доме, сразу взяла к себе маму. Вышла замуж, и завод дал нам четырёхкомнатную квартиру. 
Я начала искать папу, когда мне исполнилось 18 лет. Писала в госпитали, думала, может, был ранен. Мне отвечали: «Не значился». Однажды мы с бабушкой были дома, мама на дойке. К нам пришёл мужчина. На бабушку смотрит, показывает на папину фотографию: «Это кто?» А она плачет и отвечает: «Сынок мой. С войны не вернулся». И он рассказал нам, как они вместе воевали, попали в окружение, как немецкая авиация начала бомбить. Они ползли друг за другом, потом он оглянулся, а товарища нет. Кричал, звал моего отца по имени… Окончив рассказ, гость повернулся ко мне и сказал: «Так я остался жить, а твой отец пропал». Всю жизнь помню его слова. Много лет писала письма в военкомат, всегда был один ответ: «Пропал без вести, новых данных нет».
Мама умерла в 1988 году на 79-м году жизни. А в 1989-м поисковая группа «Долина» там, где рассказывал тот мужчина, нашла папин медальон. В нём все данные сохранились. Сурский военкомат прислал мне письмо о том, что отца похоронили на братском кладбище в селе Мясной бор Новгородского района Новгородской области. При помощи интернета мои дети нашли этот мемориал, его фамилию и рассказ о том, как наши воины попали в окружение и сколько солдат погибло.
Отец моего мужа и его брат тоже не вернулись с войны, но где они похоронены, неизвестно. Отчим мужа израненный вернулся в 1944 году, женился на его матери, и у них родилось пятеро детей. Когда мы познакомились с отчимом, он стал мне родным папой до конца его дней. Перед смертью он оставил мне Книгу Памяти Ульяновской области и сказал: «Тая, возьми, я знаю, вы будете всех поминать и помнить». Дети читают её, тысячу вопросов задают, а я не могу на все ответить. 
Жизнь наших родителей была трудной. Слёзы, ожидание - всё вынесли. Нас вырастили трудолюбивыми. Деревенские дети войны все такие были. Спасибо родителям! На День Победы мои дети участвуют в акции «Бессмертный полк». Сделали плакаты моему папе, Николаю Николаевичу Жукову, свёкру Михаилу Ивановичу Афанасьеву. Мне очень радостно, что поставили памятник Фёдору Ивановичу Ткачёву. Я постою перед ним, поговорю с ним, как со всеми своими погибшими родственниками. Его дочь, Ирина Фёдоровна, была первой учительницей моей дочери.

Подготовила Н. ГОРДЕЕВА, волонтёр городской организации ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов


Мальчишкой сел за руль трактора
Леонид Алексеевич Тюрин

Леонид Алексеевич Тюрин в прошлом году отметил юбилей - 90 лет! Чем можно заниматься в этом возрасте? Например, радоваться общению с детьми, внуками, правнуками, совершать прогулки на свежем воздухе и вспоминать, вспоминать прожитые годы…
«Родился я 17 марта 1931 года в селе Савелово Тамбовской области. Родители, Алексей Иванович Тюрин и Анна Даниловна Черкасова, сельские труженики. Отец в 1921 году служил на границе в кавалерии. Вернувшись в родное село, стал работать старшим конюхом. Кони в то время для страны были и работниками, и солдатами.
Дети росли. В семье нас было четверо: Иван, Евдокия, я и младший брат, Николай. Жили очень бедно. Отец вынужден был уехать в Москву на заработки. Что зарабатывал - присылал нам. В воскресный день 22 июня 1941 года сельчане поутру поехали на рынок. Всё было спокойно и мирно. Мы, дети, ждали их с гостинцами. И очень были напуганы, когда к вечеру услышали плач и крики: «Война, война!» А ночью из военкомата прискакали военные, стуча в окна, вручали повестки. Отца по состоянию здоровья на фронт не взяли, а отправили в Челябинск на строительство завода. Голод, суровые условия ещё больше подорвали его здоровье. Отец вернулся домой, подлечился немного, и его призвали в ряды Советской армии. Он стал инструктором, учил новобранцев обращаться с оружием. 
В сентябре 1941 года старшему брату исполнилось 18 лет. Его призвали в армию - и сразу на фронт. Брат Иван прошёл долгий военный путь. Служил артиллеристом, был трижды ранен, дошёл до Вены. 
В селе остались женщины, старики и дети. Тяжёлая жизнь выпала на их долю. Я в 13 лет стал работать трактористом, пахал землю. Сельчане растили хлеб для фронта и верили в победу. Было очень трудно. Однажды я уснул во время пахоты, и трактор стал съезжать в овраг. В это время самолёт-кукурузник пролетал над полем. Пилот заметил, что что-то не так, и стал летать над трактором. Я очнулся от шума двигателя, и благодаря этому беды не случилось. В 14 лет работал комбайнёром на пару с фронтовиком-инвалидом. Он потерял на войне кисти рук и учил меня управлять комбайном. Работали без выходных, с утра до тёмной ночи. 
Женщины очищали картофель, свёклу, резали на кубики, сушили на печи и отправляли на фронт. А ещё много вязали. Носки и варежки очень нужны были солдатам. Всё отдавалось фронту. Война не дошла до села, где жила наша семья. Но мы слышали, как вражеские самолёты каждый вечер делали налёты на город Мичуринск, находившийся в 30 километрах от нас. Было очень страшно. Когда война стала приближаться, мама хотела увезти нас подальше от войны, в Сибирь. Но её отговорили соседи: «Не довезёшь измождённых детей». Так и остались мы дома.
Как ликовали, радовались, когда пришла весть о победе! Смеялись, пели и плакали. Победили! Выжили!
Не вернулись домой два брата мамы, Семён Данилович и Герасим Данилович. Они погибли во время боёв под Вязьмой. Не дожил двух недель до Дня Победы отец, Алексей Иванович. А через две недели после победы умер младший брат мамы, Илья. Он работал в Чапаевске на заводе, заболел туберкулёзом.
Радость пришла в наш дом, когда вернулся с войны старший брат, Иван. На его груди сияли ордена и медали. В июне 1945 года он участвовал в Параде Победы на Красной площади. В 1947 году мы с братом Иваном уехали в Москву, работали на заводе имени Лихачёва». 
В 1952 году Леонида Алексеевича призвали в ряды Советской армии. Служба проходила в Жигулёвске, на строительстве Волжской ГЭС имени В.И. Ленина. Здесь судьба свела его с будущей супругой, Екатериной Михайловной. Отслужив в армии, остался работать на ГЭС, перешёл в эксплуатационники, в турбинный цех, и проработал на станции до 69 лет. ГЭС - это его второй дом.
В 1964 году Леониду Алексеевичу присвоено звание «Ударник коммунистического труда». За рационализаторские предложения имеется бронзовая медаль ВДНХ. Также он награждён орденом Трудовой Славы III степени. Дети гордятся Леонидом Алексеевичем и говорят: «Не пришло ещё время тебе, отец, подводить итоги!»



 

Баннер

Яндекс.Метрика
Сайт создан при подержке сайта Жигулевска