Жигулевский рабочий

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная


«Нам в 43-м выдали медали и только в 45-м паспорта»

Email Печать PDF

«Что мы жили? Не хочется вспоминать, - тихо рассказывает Клавдия Фёдоровна Чуднова. - Сейчас слёзы польются. Вот они и полились… Война началась, мне было 16 лет. Мать сильно болела, старшего брата убили на фронте, вся беда на мои плечи. Отправили «на окопы» из своего села за Пензу, за сто километров. Жили на квартире – вместе с хозяевами 17 человек. Тяжело было, кормёжка плохая, холода 40 градусов, а мы в лаптях худых. Промокнем - сушить негде. Одёжи никакой, снимали фуфайку – расстилали под себя. Сколько-то мы так поработали и задумали убечь. Прибегли домой пешком, да не по дороге, а напрямки. Только порог перешагнули – нас тут же и встретили…  А после что, парень пришёл с войны, стали жить. Ничего у нас с ним не было – его шинель да сапоги. Вот так и прожила потихонечку, помаленечку».
В микрорайоне Яблоневый Овраг 31 марта юбилейные медали в честь 70-летия Победы вручили 23 ветеранам. «Победа не была бы возможна, если бы эти люди не обеспечивали крепкий тыл, не стояли за станками, не сохраняли для фронта каждый колосок, - заместитель главы администрации В.В. Анисимов произносит со сцены своё обращение. По поручению главы администрации городского округа В.Я. Классена Валерий Вячеславович вручает медали и удостоверения. Он подходит к каждому и для каждого находит слова. Пожилые растроганы. Зал приветствует ветеранов, на сцене идут концертные номера. Много раз в микрофон звучит громкое слово «подвиг», которое обобщает миллионы таких вот тихих, горьких рассказов.


Со мной рядом Анна Кузьминична Герасимова. Ей скоро девяносто. О тех, кто на три-пять лет младше, она говорит, что участь их была легче: им поручали полоть траву, скот пасти. А вот подростки трудились со взрослыми на равных. Она жила в Радищевском районе Ульяновской области. «За два месяца обучили и распределили в чужой колхоз ремонтировать трактора. Клапаны перетирала, подшипники шабрила на морозе, под открытым небом. До двух часов ночи – раньше с работы не уходили.  Приду к хозяйке на квартиру – картошка варёная, бывало, и почистить её сил нет. Спать ложилась - одёжу с себя не снимала, не умывалась всю зиму. А к шести утра нужно на политчас приходить. Помещение откроют – там ни стульев, ни лавок, зато натоплено. Мы бряк на пол и дремлем… Вот когда мне, доча, приглашение это принесли, я и наплакалась, всё вспоминая…»
У каждого здесь своя история – и про станки, и про колоски, и просто про холод и голод вместо радостей детства. Ведь что удивительно – столько тяжёлых лишений, болезней, ужасов вынесли эти люди, а до глубокой старости дожили в здравом уме, в хорошей памяти. Многие живут одни и до сей поры сами себя обслуживают. Словно, в страшном напряжении всех сил отрылись у них скрытые физические и психические резервы, недоступные людям в обычных обстоятельствах.
Ветеранов в ДК встречали и провожали школьники-волонтёры. После торжественной части виновников торжества пригласили на чаепитие. Для многих это была возможность пообщаться, редкий «выход в свет»: из-за удалённости от центра города не все смогут приехать на торжества 9 Мая. Но работники Дворца культуры Яблоневого Оврага планируют в конце апреля подготовить для них театрализованное представление.

 

Баннер

Яндекс.Метрика
Сайт создан при подержке сайта Жигулевска