Жигулевский рабочий

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная


Вернуть ведущее место на образовательной карте страны

Email Печать PDF

Уже говорят о том, что реформа образования в России - это попытка его уничтожить. Самарская область в полной мере ощутила на себе бесконтрольное тиражирование «левых» вузов и таких же выпускников, в массе своей невостребованных на рынке труда. Лишь последние пару лет в этой сфере начались обнадёживающие перемены. В нашем регионе получили развитие несколько инициатив Н.И. Меркушкина, которые нацелены вернуть области её подлинный  интеллектуальный  капитал и одно из ведущих мест на образовательной карте страны.
Перспективы образования стали темой очередного семинара для журналистов. Рассказывал и отвечал на вопросы врио министра образования области Владимир Александрович Пылёв.
План прорыва в ХХI век - в одновременном решении целого комплекса задач на всех уровнях.


Дошкольное образование
За два года в области создано 24 тысячи дополнительных мест в детских садах, там же более 2,5 тысячи новых рабочих мест. За три последних года в 27 населённых пунктах появились детсады, которых здесь никогда не было. Ещё совсем недавно родители буквально шли в бой за место в дошкольном учреждении. Сейчас проблема: хотим садик поближе к дому. «То, что она звучит именно так, не может нас не радовать», - говорит министр. В этом году десяток детсадов области преобразились буквально до неузнаваемости.  Вообще-то капремонт - задача муниципалитетов, но по решению губернатора из областного бюджета на это выделено 1 млрд 800 млн рублей.
Что касается содержания, по мнению специалистов, уровень подготовки дошкольников отстаёт от современных требований. Акценты пора смещать с условий пребывания на качество. В настоящее время осведомлённость детей, информационная культура их выросли, но самостоятельности и критического мышления поубавилось. 
Средняя школа
В погоне за чистотой ЕГЭ и ГИА силы бросили на установку камер, защиту от списываний. Знания при этом лучше не стали. В этом году 1180 учащихся девятых классов Самарской области не справились с экзаменом по математике, 598 - по русскому языку, 566 получили двойки по обоим. Впервые за всю историю образования реформаторы были вынуждены изменить собственные правила игры и снизить минимальный порог для получения аттестата. Самарское министерство образования при этом выступает за то, чтобы поднять минимум для поступающих в вузы.
 «ЕГЭ не является показателем знаний учащихся», - считает В.А. Пылёв. Даже медалисты не всегда набирают достаточно баллов, в том числе на предметах по выбору. Когда же учитель знает, что его дисциплина вообще не будет оцениваться, это мощный демотивирующий фактор. К такому выводу пришли и федеральные эксперты.
Но создаются стимулы для талантливой молодёжи, для педагогов, которые готовят лучших. За последние пару лет в Самарской области выросло число призёров всероссийских олимпиад - их в этом году четверо. Среди них десятиклассник Университета Наяновой Кирилл Гришин, который победил во всероссийской олимпиаде по астрономии, взял серебряную медаль на международном интеллектуальном состязании по астрономии и астрофизике  среди студентов. Теперь его педагог получает 76 тысяч ежемесячно - понятно, что с такой зарплатой ему не нужно разрываться на репетиторство, а можно готовить таких же талантливых ребят. Это те люди, вокруг которых формируется команда, которые могут совершить открытие.
Уже заключено 34 договора с медалистами, которые не поступили на бюджетные места, но выбрали востребованную специальность. Теперь их обучение будет оплачиваться из бюджета области.


Профобразование
Здесь главная цель перемен - приблизить учреждения профобразования к работодателю, сориентировать их на подготовку востребованных и эффективных  специалистов. Монопрофильные учреждения уже сейчас отошли к соответствующим министерствам или же министерства вошли в составы учредителей полипрофильных учреждений. В этом году начинается эксперимент по дуальному образованию – когда теоритические навыки, полученные в аудитории, будут закрепляться на конкретном производстве. Важна и профориентационная работа. В каждом учебном заведении планируется создать службы формирования карьеры – для этого обучат учителей, из которых пока очень немногие владеют соответствующими методиками. Четвёртый год в самарские школы приходят известные в области люди, ведут отдельные уроки. Совершаются экскурсии на предприятия. «Апрельские встречи» - в учреждения профобразования приходят выпускники и рассказывают о своих успехах. Подобных форм сейчас множество. И установка чёткая и понятная: региону нужны в первую очередь «технари».
Флагман науки
Самарский государственный аэрокосмический университет уже сейчас в топе-15 ведущих вузов России, подготовка студентов в нём признана наиболее эффективной. (К слову, московский авиационный вуз, «Бауманка», ЛТИ в эти ряды не попали). Теперь цель – войти в сотню лучших высших учебных заведений мира и в пятёрку лучших вузов мира по своему направлению. И она достижима - СГАУ уже защитил «дорожную карту» - план действий на ближайшие несколько лет. Университет стал автономным учреждением, в котором создан самый авторитетный на сегодня наблюдательный совет во главе с Дмитрием Рогозиным.
То, что СГАУ стал одним из флагманов российского образования, министр назвал знаковым, стратегически важным событием для региона и всей России, чьи вузы в большинстве развитых стран – увы – давно не котируются.
Кроме того, аэрокосмический станет ядром  университетского кампуса для студентов и аспирантов  - технополиса под названием  Гагарин-центр. На самом деле это будет кооперация вузов с суперсовременной материальной базой, где будут сосредоточены научные силы региона. Для чего? Для эффективного трансфера технологий и скорейшего внедрения инноваций в жизнь.
Кадры
Целый рад инициатив Н.И. Меркушкина в области образования уже принесли результаты, причём, в кратчайшие сроки. Это и трёхсторонний договор - между министерством, вузом и школой, в которую выпускник обязуется прийти работать. Подписавшие его получают по тысяче рублей стипендию и подъемные - от 150 до 350 рублей. В течение трёх лет каждый выпускник, который пришёл работать в школу, получает дополнительно 5 тысяч рублей ежемесячной стимулирующей выплаты. Действующие меры привели к тому, что в школы стали трудоустраиваться по тысячи молодых специалистов в год. Пришли работать мужчины-педагоги, сегодня их количество уже доходит до 10%, в сельской местности – больше. А ещё недавно мужская часть коллектива в общеобразовательных учреждениях не превышала 4%.
Возрождается такое понятие, как «целевик», это означает возвращение государственной политики в области образования. Школьников стали активно ориентировать на продолжение карьеры в нашем регионе. Например, сейчас из Тольятти направлено на обучение 25 целевиков-медиков.

 

Баннер

Яндекс.Метрика
Сайт создан при подержке сайта Жигулевска