Аскульские были

15.10.2018 11:21 Н. ПЕЩЕРОВА
Печать
Нравится
Село, где осталось чуть более десятка дворов, хранит богатую историю
Давно хотелось побывать в Аскулах, старинном волжском селе. Уж больно много про него интересного местные жители рассказывают. Будто бы это место НЛО «навещают», колдуны и лешие в его окрестностях водятся. А ещё, сказывают, есть там какие-то карстовые пещеры, пройдя через которые можно под водой в Самару пройти. Правда, сразу же и предупреждают: занятие это опасное. Кто пытался подобное проделать, живыми не вернулись. Даже фамилии местных мужчин назвали, которых бездыханными нашли в местечке, где «черти перешёптываются». Словно сказку рассказывают. Жутко интересно. Захотелось поближе к тайне прикоснуться. А тут ещё приглашение получила от местных жителей.

Дорога ссыльных
В дорогу отправились из села Сосновый Солонец, в чьих границах находятся Аскулы, с главой сельского поселения Василием Александровичем Савиным и бывшим старостой Аскул Анатолием Николаевичем Мухортовым. Разговор сразу зашёл о дороге, она ухабистая, тряская.
- Если дождь пройдёт, вода здесь ещё четыре дня стоять будет, не проехать. И в хорошую погоду не на любой машине можно эти колдобины преодолеть, - говорит Мухортов. Сам он из местных. Здесь прошло его босоногое детство. 
Помнит, как, будучи учеником, он с ребятами преодолевал это расстояние пешком, бегая на уроки в сосновосолонецкую школу.
- В сильный мороз или в пургу мы старались в школу не ходить, а вот на лыжах в лес всё равно убегали. Смотрели на рыжих лис, как они играют.
Мухортов, хороший знаток местной истории, обращает наше внимание на берёзки, растущие вдоль дороги.
- Это «барские» берёзки. Их, старики сказывали, сам граф посадил к приезду императрицы. А те деревца, что помоложе, уже «дочки» барских берёз. Вот ведь как граф императрицу любил, целую аллею специально для неё заложил, - с восхищением говорит проводник.
Чтобы было понятно, какой граф в Аскулах бывал, обратимся к летописям. В них записано, что село Аскулы, расположенное в центральной части Самарской Луки, по одним преданиям было основано около 1600 года звенигородским Савво-Сторожевским монастырём, по другим - около 1650 года чувашскими переселенцами. С 1768 года оно принадлежало братьям Орловым и входило в их нераздельное имение. В 1865 году из владений В.П. Орлова-Давыдова родовая аскульская волость перешла дочери Наталье, вышедшей замуж за князя Д.Н. Долгорукого.
В «Полном географическом описании нашего Отечества» под редакцией В. Семёнова от 1906 года есть такой текст: «От Жигулей к верху, верстах в 9 находится село Сосновый Солонец, имеющее 2300 жителей, школу, лавки и базары. Далее в том же направлении расположено волостное село этой волости Аскулы, имеющее 2000 жителей, волостное правление, школу, лавки и базары. В эпоху освобождения крестьян Аскулы принадлежали Нат. Вл. Долгорукой, владевшей здесь более чем 20 тыс. десятин земли».
Наш добровольный экскурсовод рассказал и про другую историческую бытность:
- Аскульская дорога - это место этапа. По ней декабристы и народовольцы прошли. В старину-то московского шоссе в его нынешнем местоположении не было. Тракт Москва - Самара через Аскулы пролегал и дальше, за Урал. Здесь ссыльные каторжане остановку делали. Отдыхали. В местной больнице 1870 года постройки, сельчане сказывают, и по сей день можно ночью «стоны тех каторжан услышать». Тут в берёзках и церковь была во имя Казанской иконы Божией Матери. Деревянный храм построили в 1860 году по указу помещицы княгини Натальи Владимировны Долгорукой. Правда, был он без колокола.

Снохачи

Анатолий Николаевич рассмеялся, вспомнив давний случай, о котором в юности ему его бабака рассказывала.
В Аскулах ни разу не звонил церковный колокол. Старики сказывали, что его привозили, да разбили. В самый ответственный момент, когда мужики поднимали колокол на звонницу, кто-то громко крикнул: «Снохачи!» Державшие верёвку, к которой был привязан колокол, с испугу выпустили её из рук, колокол упал наземь и разбился. 
Прозвище «снохачи» аскульцы получили не случайно. Землю в те давние времена давали только на мужчин с 13-летнего возраста. Чтобы прокормиться, подростков женили и давали в работники жён, которые были на 10 лет старше их. Войдя в зрелый возраст, мужчины влюблялись, но в ровесниц, в своих снох, которых приводили в дом уже их сыновья. Кто тайно, а кто и нет, встречались. Такое по церковным канонам распутство оправдывалось экономическими приёмами. Люди не роптали, говорили: «Человек не без греха».

Кулугуры
Анатолий Николаевич продолжает знакомить нас с историей своей малой родины. Он говорит, что местное население в своём большинстве кулугуры, старообрядцы, раскольники, что-то вроде монахов. Крестятся двумя перстами и пьют и едят только из своей посуды.
- Бывало, в поле наработаешься, жара одолевает, пить хочется, попросишь у кого воды, а в ответ услышишь: «У вас есть во что?» В свою чашку ни за что воды не нальют, даже ребёнку.
- Правда, девчата наши иной раз баловались, брали у кулугуров без спросу кружки и пили из них, приговаривая: «Целоваться, значит, с вами можно, а из чашки пить нельзя?»



Продолжение следует